Говорит Москва!

Внезапно напав на Советский Союз, немецкое командование стремилось парализовать транспортную систему страны. Перед железнодорожниками, в свою очередь, стояла задача как можно быстрее организовать эвакуацию предприятий оборонной промышленности, чтобы на новом месте начать выпуск танков, орудий, самолетов. Переброска стратегических объектов осуществлялась через Москву, которая стала главным мобилизационным узлом железнодорожной сети страны. Столицу даже образно называли арсеналом фронта. Бомбить ее немцы начали в первые дни войны.

Первый авианалет на Москву пришелся на 22 июля 1941 года, в результате чего погибло 736 горожан, свыше 3 тыс. были ранены. Враг в первую очередь целился по инфраструктуре стальной магистрали, поэтому железнодорожникам приходилось под огнем восстанавливать пути, ремонтировать и управлять паровозами. 

Несмотря на ожесточенные бои на западных рубежах, фронт приближался к столице. 19 октября город был объявлен на осадном положении. А несколькими днями ранее, 16 октября, на совещании в Кремле было принято решение вывезти из Москвы все наркоматы, учреждения и ведомства к утру следующего дня. В результате за одну ночь было эвакуировано 150 тыс. человек. Железнодорожники с задачей справились, продемонстрировав тем самым высочайший уровень организаторской работы.

В середине ноября немцы подтянули подкрепление. Им удалось взять столицу в кольцо. Из 11 радиальных направлений 7 оказались перерезанными. В результате основными жизненными артериями, по которым осуществлялась связь с Красной Армией, были Горьковская, Казанская, Ярославская, Московско-Рязанская железные дороги. Переброска вагонопотоков с одной магистрали на другую в это трудное время осуществилось по Московско-Окружной магистрали, которую возглавляла Зинаида Петровна Троицкая – первая женщина-машинист на Московском железнодорожном узле.

Несмотря на все трудности, дорога разгружала 7-8 тыс. вагонов в сутки, в 4 раза больше, чем в мирное время. И все это под обстрелом вражеской авиации. По неполным данным, за время обороны Москвы на железнодорожную инфраструктуру было сброшено 2700 бомб, разрушено 7, 5 тыс. км главных и станционных путей, разбито 132 поезда, 261 паровоз, 4775 вагонов. Именно железнодорожники обеспечивали подвоз стратегических резервов Красной Армии, которая 5-6 декабря 1941 года начала победоносное наступление, далеко отбросив врага от стен столицы.

Высокое звание города-героя Москве присвоено 8 мая 1965 года.