Московскую железную дорогу справедливо называют пионером инноваций на сети. Важнейшие начинания и в грузовых и в пассажирских перевозках в разное время зарождались на столичной магистрали, а затем успешно транслировались на всю сеть. Тяжеловесное движение, тактовое и интермодальное сообщения, региональные экспрессы, программа «Дневные экспрессы», запуск поездов на Московском центральном кольце, на Московских центральных диаметрах – все эти проекты появились благодаря усердному труду работников Московской дороги.

Развитие пригородного железнодорожного транспорта в столичной агломерации признано одной из приоритетных задач ОАО «РЖД» и правительства Москвы. До 2025 года предусмотрено все новое и новое строительство и модернизация на радиальных направлениях, создание дополнительных соединительных ветвей, остановочных пунктов, ТПУ, вокзальных комплексов. Все это позволит улучшить транспортную доступность для пассажиров Москвы и Московской области. При этом железнодорожники планируют увеличить ежегодный объем пригородных перевозок до 1 млрд человек.

2021 год

Завершено строительство железнодорожного путепровода на ключевом участке Кубинка-1 - Акулово Большого кольца вокруг Москвы. Третью, последнюю, арку пролетного строения весом 830 т установили в проектное положение в ночь с 5 на 6 ноября. Работы проводил «Автодор» в рамках реконструкции трассы М-1 «Беларусь».

На период надвижки третьего пролетного строения движение поездов на участке Кубинка-1 – Акулово, а также автомобилей по М-1 с 63 по 73 километр было приостановлено.

Перемещение арок, собранных рядом на строительной площадке, проводилось в технологические «окна», которые предоставила МЖД. При этом применялась уникальная технология, впервые опробованная при строительстве Керченского моста.

Участок Кубинка-1-Акулово БМО обеспечивает работу одной из крупнейших сортировочных станций страны - Бекасово-сортировочное. В сутки здесь курсируют более 100 грузовых поездов, в том числе до 10 тяжеловесных. На период реконструкции путепровода железнодорожники разработали на этом участке временную схему движения поездов, перенаправив их по альтернативным маршрутам.

Замена старых пролетных строений путепровода на новые предусмотрена проектом реконструкции М-1 с 45 по 66 километр. Новые арочные пролеты позволят пропустить под путепроводом шестиполосное движение на М-1.


На новом остановочном пункте Печатники, который возводится в настоящее время в рамках развития МЦД-2, установят систему подогрева пола. Теплый пол появится на площади 3200 кв метров в конкорсе и вестибюлях у лестничных пролетов, что позволит защитить от обледенения ступени лестниц, эскалаторов. Помимо этого, для создания комфортных условий для пассажиров в зимний период все входные зоны остановочного пункта закроют тепловым контуром.

В настоящее время строительство нового остановочного пункта Печатники МЦД-2 находится в высокой степени готовности. Завершено возведение двух платформ с навесами на всю длину для защиты от осадков, продолжается отделка и работы по остеклению фасадов трехуровневого вестибюля. Новая пассажирская инфраструктура, помимо доступа к платформам, будет выполнять транзитную функцию, позволяя безопасно перейти из одной части города в другую. Вестибюль в сторону Люблинской улицы соединяет подземный тоннель. Переход в сторону Шоссейной улицы и станциям Люблинско-Дмитровской и Большой кольцевой линий метрополитена обеспечит надземный переход с двумя выходами.

Завершить строительство планируется во втором квартале 2022 года.


Компания ОАО «РЖД» завершила реконструкцию пассажирской инфраструктуры будущей конечной станции Апрелевка МЦД-4. За полтора года здесь построены три новые платформы с навесами от осадков, энергоэффективным освещением, удобной навигацией и лавочками. Все три платформы островного типа, с обеих сторон которых останавливаются поезда.Новые объекты вводились в эксплуатацию поочередно по мере завершения работ, чтобы минимизировать неудобства пассажиров. Так, с 19 августа поезда, следующие из Москвы в сторону области, начали осуществлять посадку-высадку пассажиров на реконструировано островной платформе № 1.

Ранее были открыты платформы №2 (в мае 2021 г.) и № 3 (в октябре 2020 г.).Для безопасного прохода на платформы железнодорожники возвели пассажирский вестибюль-конкорс общей площадью 2,4 тыс. кв. метров. На фасаде конкорса установлены структурные витражи из закаленного прозрачного и затемненного стекла. Общая площадь остекления 5000 кв. м, ещё порядка 500 кв. м фасадов облицовано гранитом.

В вестибюле разместились зал ожидания, кассы, турникеты и санитарные комнаты. Все выходы на платформы оборудованы эскалаторами на подъем и спуск и лифтами, в том числе для удобства маломобильных пассажиров. Помимо доступа на платформы конкорс обеспечит транзитный проход жителей Апрелевки через железную дорогу, соединив улицы города Первомайская и Августовская. На прилегающей к конкорсу территории проведено благоустройство, а к выходу на Первомайскую улицу перенесен наземный пешеходный переход через автомобильную дорогу.До конца 2021 года на Киевском направлении МЖД после реконструкции откроются платформы Матвеевское и Кокошкино, а также новые станции Аминьевская и Минская.

В рамках подготовки инфраструктуры МЖД к запуску МЦД-4 в настоящее время продолжаются работы по строительству соединительной ветви между Киевскими Белорусским направлениями, реконструкция участков Каланчевская – Курский вокзал – Нижегородская. Ведутся подготовительные работы по участкам Беговая – Савёловский вокзал и другим локальным объектам.


На участке от Курского вокзала до станции Нижегородская, расположенном в центре Москвы на территории с плотной городской застройкой и развитой дорожной сетью, развернуты масштабные работы по развитию железнодорожной инфраструктуры для МЦД-2 и будущего МЦД-4 – реконструкция пяти путепроводов и моста через реку Яуза.

Особенностью данного участка протяженностью 5,8 км является то, что два радиальных направления Курское и Горьковское проходят рядом, а затем пересекаются и расходятся в разные стороны. Это позволяет создать на первой после Курского вокзала станции Серп и Молот новый крупный пересадочный хаб, строительство которого уже началось. Он будет интегрирован с двумя станциями метрополитена – «Площадь Ильича» и «Римская». Здесь возведут четыре платформы и конкорс.

Пять путепроводов и мост через Яузу реконструируют для МЦД-2 и будущего МЦД-4 на участке от Курского вокзала до Нижегородской

Для увеличения пропускной способности и обеспечения возможности движения поездов МЦД-4 с минимальными интервалами на участке Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская планируется строительство четвертого и реконструкция третьего главных путей Горьковского направления, на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Товарная-Курская строительство третьего и четвертого главных путей Курского направления. Увеличение количества путей на обоих направлениях потребовало проведения реконструкции 5 путепроводов (через улицы Нижнюю Сыромятническую, Волочаевскую и Рогожский поселок, шоссе Энтузиастов и пути Курского направления) и моста через Яузу.

В ходе реконструкции на 4 путепроводах, по которым проходят оба радиальных направления, количество путей будет увеличено до восьми. Путепровод в месте пересечения Курского и Горьковского направлений будет полностью переустроен под движение поездов МЦД-4. Работы по строительству и реконструкции путепроводов проводятся поэтапно, на данном этапе ограничения движения поездов не планируется. Параллельно ведутся работы по укладке дополнительных главных путей.


На Московской железной дороге начался первый этап летней ремонтно-путевой кампании. До июля 2021 года планируется отремонтировать 152,7 км пути. Всего в 2021 году железнодорожники обновят 303,3 км пути, уложат 91,4 км нового пути, установят 372 стрелочных перевода.

Почти половина всех ремонтно-путевых работ будет проводиться по технологии «закрытого перегона», что позволяет достичь высокой производительности, концентрировать технику и людские ресурсы для выполнения ремонта в сжатые сроки. В ходе подготовки к ремонтно-путевой кампании завезено 391,89 тыс. кубометров щебеночного балласта, собрано более 250 км рельсошпальной решетки.

В настоящее время работы развернуты на участках Румянцево – Чисмена, Перово-Люберцы, Москва-Пассажирская-Смоленская, Воскресенск – Шиферная, Охочевка-Щигры (Курская область), Сасово-Берестянки (Рязанская область).

Со второй декады апреля работы начнутся на объектах Москва-Бутырская-Лобня, Москва-Рижская-Москва-Бутырская, Подмосковная-Тушино.

В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» для развития Московского транспортного узла в 2021 году будет уложено свыше 90 км новых путей, в том числе на действующем участке МЦД-2 Курская – Каланчёвская, Стройка – Балашиха, ветви в Шереметьево, Киевском направлении МЖД, БМО.

Более 150 км пути отремонтируют на МЖД за время первого этапа ремонтно-путевой кампании

В ремонтной кампании будет задействовано 10 путевых машинных станций, специальная путевая и дорожно-строительная техника, около 3 тыс. работников. Каждая путевая станция оборудована вагонами кухнями или вагонами столовыми. На производственной базе в Купавне построен мобильный городок на 160 человек для обеспечения комфортных условий отдыха работников. При отдаленных от производственной базы работах путевую технику будут сопровождать 210 служебно-технических вагонов, предназначенных для отдыха.

Впервые на Московской железной дороге при сварке рельсов в бесстыковой путь в «полевых условиях» будет использована рельсосварочная машина на комбинированном ходу, которая способна заехать к месту проведения работ с любого переезда, так как легко передвигается как по железнодорожному полотну, так и по автодорогам. Кроме того, машина может осуществлять сварку рельсового стыка, находясь не только непосредственно на полотне, но и рядом с ним. Мобильность путевой техники позволяет произвести ремонт в более сжатые сроки.

Использовать рельсосварочную машину на комбинированном ходу планируется в Брянском, Смоленском, Тульском и Орловско-Курском регионах. В общей сложности с помощью этой техники предстоит сварить тысячу стыков.


В 2021 году на МЖД продолжаются работы по ремонту и модернизации объектов энергообеспечения. Полное обновление оборудования и устройств электроснабжения с использованием современных материалов будет вестись на участках: Голицыно – Одинцово (19 км), примыкающем к МЦД-1, Белые Столбы – Барыбино (17 км) и Орехово-Зуево – Усад (10 км) Горьковского направления, а также на станции Домодедово Павелецкого направления МЖД. В частности, железнодорожники заменят железобетонные опоры контактной сети на металлические оцинкованные, обновят провода и оборудование, смонтируют контактную подвеску. Это позволит повысить надежность эксплуатации объектов энергообеспечения, а также увеличить на этих участках скорость движения со 120 до 160 км/ч.

Кроме того, планируется провести капитальный ремонт контактной сети на участке Люберцы-2 – Черусти (замена 7,2 км несущего троса), на станциях Щелково (замена 4,3 км контактного провода и несущего троса, 27 опор контактной сети) и Сандарово (замена 4,5 км несущего троса, 24 опор контактной сети).


В Подмосковье построят 15 пешеходных переходов через железную дорогу в 2021 году

В 2021 году в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» Московская железная дорога реализует в Подмосковье проектно-изыскательские работы 15 современных одноуровневых пешеходных переходов. Они будут оснащены световой и звуковой сигнализацией, накопительными площадками S-образной формы, резинокордовым настилом, ограждением и знаками безопасности.

Направление Московской железной дороги Наименование остановочных пунктов, на которых в 2021 году появятся обновленные пешеходные переходы
Савеловское направление МЖД Дмитров  Талдом Темпы Орудьево
Курское направление МЖД Львовская Шарапова Охота Серпухов
Рижское направление МЖД Новопетровское Устиновка
Павелецкое направление МЖД Акри  Тесна
Белорусское направление МЖД Портновская Можайск
Горьковское направление МЖД Электроугли

Снегопады и установившиеся в Москве морозы не влияют на темпы строительства объектов железнодорожного транспорта.

В январе 2021 года продолжаются работы на станциях МЦД-1 и МЦД-2 – Окружной, Петровско-Разумовской, Тимирязевской, Дмитровской, Каланчевской, Щукинской, в Печатниках, Марьиной роще, Курском вокзале и еще на 11 остановочных пунктах Киевского направления. Возводится соединительная ветвь длиной в 4,8 км, она проходит в районе Москвы-Сити.

Помимо пассажирской инфраструктуры, строятся новые пути и новые инженерные сооружения, в частности, 3 железнодорожных моста и 8 путепроводов на маршрутах диаметров, а также на Большом кольце в районе станции Кубинка-2.

В рамках проекта МЦД продолжается масштабная реконструкция участков Курский вокзал - Каланчевская, Курский вокзал - Нижегородская (Карачарово), строится новый вокзальный терминал в Черкизове.

Морозы и снегопады не влияют на темпы строительства железнодорожных объектов в Мосузле