Города, ковавшие Победу

Город-герой Смоленск

Смоленск атаковали уже на третий день войны. Первые бомбы вражеская авиация сбросила на станцию в ночь с 24 на 25 июня 1941 года. Были и другие налеты, которые железнодорожники каждый раз встречали во всеоружии – быстро восстанавливали инфраструктуру, обеспечивая продвижение поездов. Свою эффективность на Смоленской земле в условиях военного времени показали спецформирования НКПС – головные ремонтные поезда, которые давали вторую жизнь мостам, путям, линиям связи и тд. Бригадам этих мастерских на колесах приходилось выезжать в самое пекло, трудиться сразу после сражений. История знает примеры, когда такие составы попадали под вражеский обстрел в пути следования.

Смоленск в годы войны был важным транспортным узлом, ключевым пунктом в направлении на Москву. Город героически оборонялся, став на два месяца стеной для продвижения гитлеровцев к Москве. После его сдачи осенью 1941 года в городе возникает подполье. В партизанские ряды вступает много железнодорожников. 25 сентября 1943 года войска Красной Армии освободили город, спустя два месяца через станцию Смоленск-Центральный снова пошли военные эшелоны на фронт.

На станции вокзала Смоленск-Центральный установлена мемориальная доска, увековечивающая подвиг железнодорожников узла.

6 мая 1985 года Смоленску присвоено звание города-героя.


Город-герой Тула

Осадное положение в городе оружейников было введено 25 октября 1941 года. Враг приближался к городу, началась его героическая оборона, в которой особую роль сыграли тульские железнодорожники.

Всего два месяца потребовалось работникам стальной магистрали, чтобы построить бронированный состав. 28 октября бронепоезд № 13, получивший название «Туляк», вышел из цехов локомотивного депо Тула, начав свой боевой путь. Во время его строительства оборону станции «Тула» от налётов вражеской авиации осуществлял бронепоезд № 16, ремонт которого также осуществляли труженики магистрали.

Помимо восстановления подвижного состава, работники узла быстрыми темпами обрабатывали и пропускали эшелоны с войсками и военными грузами на Западный фронт, а с фронтов и прифронтовых зон осуществляли эвакуацию промышленного оборудования, вывозили раненых. Трудились железнодорожники под натиском вражеской авиации. И как тут не вспомнить о подвиге машиниста Ивана Ивановича Ефимова. Осенью 1941 года он, получив ранения, в одиночку, вывез со станции Белев 10 воинских эшелонов с ценным грузом. За это в 1943 году железнодорожник награжден звездой Героя Социалистического труда.

Последний эшелон из Германии с демобилизованными военными тоже встречал тульский вокзал. Произошло это знаковое событие 15 июня 1945 года.

7 декабря 1976 года Туле присвоено звание города-героя.


Город воинской славы Курск

Курская дуга – такое название получила линия фронта, выгнувшаяся летом 1943 года на глубину 250-300 метров. Подготовка такой полосы потребовала огромных сил перевозок войск. Согласно опубликованным в различных источниках данным, в операции на Курской дуге с советской стороны участвовало свыше 1 млн 300 тыс. человек, до 200 тыс. орудий, около 3600 танков, почти 3 тыс. самолетов. За несколько месяцев сюда по железной дороге было доставлено 313143 вагона с войсками и воинскими грузами для Красной Армии. Когда не хватало вагонов для перевозки орудий, инженеры-путейцы разбирали стенки и крыши, чтобы успеть перевезти на открытой платформе больше техники. Стратегическое значение магистрали в грядущей битве состояло еще в том, что она находилась в непосредственной близости от линии фронта, поэтому в вопросах доставки боеприпасов и подкрепления, эвакуации раненых советское командование делало на железную дорогу большую ставку.

Неудивительно, что уничтожение транспортных артерий немецкое командование считало своей первоочередной задачей.

«Если мы победим поезда, то мы победим в битве» – эта фраза прозвучала во время одного из совещаний накануне битвы. О том, что уничтожение путей обхода советским войскам для гитлеровцев имело принципиальное значение, говорит тот факт, что за каждый подбитый паровоз немецкий летчик получал Железный крест.

Стальную магистраль немцы бомбили нещадно, но насколько быстро и самоотверженно её восстанавливали путейцы, машинисты, солдаты, инженеры и техники – все, кто мог работать, удивляло даже противника.

При этом поезда и сами были боевыми единицами: буквально каждый вагон, каждая открытая платформа вели огонь. Трудовой героизм железнодорожники проявили и зимой 1943 года во время освобождения Курса. Отступая, фашисты полностью разрушили станцию, в руины превратили депо. Но уже на следующий день железнодорожники приступили к восстановлению предприятий и линий, по которым поезда пошли в сторону фронта. Все трудились самоотверженно, в два-три раза превышая норму.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, статус города воинской славы Курск получил первым в стране вместе с Орлом и Белгородом 27 апреля 2007 года.


Город воинской славы Орел

В годы оккупации в Орле активно действовало сопротивление. Большой урон немцам нанесла подпольная группа из железнодорожников, которая в течение зимы 1941-1942 годов регулярно выводила из строя захваченную на других станциях и переправленную в город железнодорожную технику. Работали партизаны настолько эффективно, что весной немцам даже пришлось доставлять в Орел паровозы из Германии. Так, в феврале 1942 года на узле за одну ночь было заморожено 7 паровозов, этой же зимой подпольщики сожгли большой вклад бензина, а в октябре – склад нефти. Крупную операцию по уничтожению продовольственного склада, где хранились авиационные парашюты, обмундирование и снаряжение, подпольщики провели 26 декабря 1942 года под руководством слесаря вагонного депо Николая Авицука.

Железнодорожный вокзал – визитная карточка города – во время войны был полностью разрушен, а точнее стерт с лица земли. От железнодорожного объекта 1868 года постройки осталось только подвальное помещение, по которому известный архитектор А.С. Мхитарян впоследствии восстанавливал исторический облик здания.

Документально это нигде не подтверждено, но очевидцы утверждали, что во время своей поездки в Крым верховный главнокомандующий Иосиф Сталин был крайне удручен состоянием города, поэтому велел включить Орел в число 25 городов, подлежащих первоочередному послевоенному восстановлению. Модернизация самого вокзала началась раньше, в 1944 году. В то время его возглавлял легендарный для всей Орловской земли человек Петр Васильевич Казанцев. Начальником он был назначен еще в 1938 году, но из-за войны был эвакуирован под Челябинск, где в течение нескольких лет руководил школой-интернатом для беспризорных детей, а после освобождения Орла в августе 1943 года приказом наркома путей сообщения был снова возвращен на должность. Первое, что сделал железнодорожник, когда вернулся, установил на вокзале два огромных чана, в которых постоянно был кипяток. В условиях военных перевозок главным товаром на станциях для солдат и раненых в эшелонах была горячая вода. Люди гибли не только от пуль, но и от тифа.

О героизме орловских железнодорожников во время войны сегодня рассказывает экспозиция в зале ожидания вокзала. Ее открыли 5 августа 2014 года. На ней – схема битвы за Орел, приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина о первом салюте в годы ВОВ в честь освобождения Орла и Белгорода, фото железнодорожников-героев СССР.

Высокое звание города воинской славы Орел получил 27 апреля 2007 года.


Город воинской славы Брянск

В Брянске незамедлительно был сформирован 6-ой отдельный дивизион бронепоездов, который уже в начале июня встал на боевые позиции в районе Полесья. Еще через месяц в бой двинулся и другой бронепоезд «За Родину», состоявший полностью из добровольцев.

В короткие сроки до начала эвакуации в октябре 1941 года из Брянска было вывезено 300 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов, 60 тыс. жителей, эвакуировано 12 крупных предприятий. День и ночь уходили на восток эшелоны, перевозя ценное оборудование и специалистов военно-промышленной отрасли. Всего ушло 140 железнодорожных составов.

В сжатые сроки это оборудование развернется на площадках Сибири, брянские рабочие снова встанут к станкам, чтобы выдавать фронту продукцию, в том числе и грозные «Катюши».

С начала эвакуации на брянской земле развернулось мощное партизанское движение. Ожесточенные бои не прекращались ни днем, ни ночью, сопротивление врагу брянцы оказывали, в том числе пуская под откос военные эшелоны, снабжавшие немецкую армию и перевозившие награбленное продовольствие в Германию.

Операция по взрыву «Голубого моста» в 1943 года вошла в учебники истории как наиболее значимая в ходе «рельсовой войны». Успешно реализованная она позволила практически на месяц прервать снабжение немецких частей на брянском направлении. В честь подвига партизан на перегоне у моста находится памятник, возведенный столичными железнодорожниками. Однако из-за того, что мост является стратегическим объектом и охраняется, доступ к нему для обычных граждан закрыт. Подробности знаменитой операции в открытом доступе в музее на станции Выгоничи. В зале ожидания силами работников узла сооружен аналог военной землянки, на стенах – копия картины, изображающей взрыв «Голубого моста». Многое из того, что может рассказать о войне, железнодорожникам предоставили поисковики и местные жители.

Звание города воинской славы Брянску присвоено 25 марта 2010 года.


Город воинской славы Вязьма

Фашистские самолеты появились над Вяземским железнодорожным узлом 26 июня 1941 года. С того дня город стал прифронтовым. Вяземские железнодорожники под непрерывными бомбежками водили поездка фронту, обеспечивая своевременную доставку войск и военных грузов для Западного фронта.

Многие работники магистрали сражались в партизанских отрядах. Из Вязьмы ушел в свой поход Константин Заслонов – легендарный партизанский командир, железнодорожник, героически погибший в неравном бою с гитлеровцами. Машинист сформировал боевые группы из железнодорожников, которые впоследствии проводили опустошительные рейды по немецким тылам.

Символом трудового героизма вяземских железнодорожников является паровоз ЭШ4290, вставший на постамент рядом с вокзалом 9 мая 1980 года.

Гордое звание города воинской славы Вязьме присвоено 27 апреля 2009 года.


Город воинской славы Волоколамск

Великая Отечественная война принесла Волоколамску сильные разрушения. Осенью 1941 года в окрестностях города шли ожесточенные бои. Самым известным сражением того периода стал бой у железнодорожного разъезда Дубосеково. 28 панфиловцев во главе с Василием Клочковым самоотверженно в течение 4 часов защищали подступы к столице. В результате фашисты потеряли 18 танков, много пехоты.

О подвиге красноармейцев в Волоколамске напоминают названия улиц и, конечно, многочисленные памятники. Центральный – это мемориал 28 героям-панфиловцам, расположенный вблизи станции Дубосеково. Каждый год, 9 мая, сюда на поезде Победы приезжают труженики и ветераны столичной магистрали, чтобы почтить память погибших в этих местах бойцов.

Железную дорогу немцы бомбили безжалостно, защищали стратегическую станцию герои мужественно. В их честь в 2015 году на фасаде здания вокзала открыта памятная табличка. Годом позже появилась памятная доска с именами железнодорожников, восстанавливавших разрушенную войной магистраль.

Почетное звание город воинской славы Волоколамску присвоено 25 марта 2010 года.


Город воинской славы Дмитров

Когда в ноябре 1941 года фашисты подошли к городу, путь на станцию им преградил наш бронепоезд. Старшая стрелочника Мария Барсученко (девичья фамилия Литневская) 28 ноября в разгар сражения под пулями приготовила маршрут и открыла стрелки для маневров и продвижения на Яхрому бронепоезда № 73 войск НКВД. Это был кульминационный момент, переломивший события. Бронепоезд уничтожил 8 фашистских танков, что существенно изменило обстановку в районе Дмитрова и подготовило условия для контрнаступления под Москвой.

За этот подвиг в 1942 году Мария Барсученко была удостоена ордена Красной Звезды. А спустя 77 лет, летом 2019 года, приказом ОАО «РЖД» бывший остановочный пункт 75 км Савеловского направления Московской железной дороги был переименован в честь железнодорожницы Марии Дмитриевны Барсученко.


Город воинской славы Ельня

18 июля 1941 года у Ельни появились немцы. Части Красной Армии предприняли наступательную операцию. 6 сентября над городом снова взвился красный флаг. У врага был отбит первый советский город. Ненадолго. В начале октября под жестким натиском противника советские войска были вынуждены начать отступление. На оккупированной территории было создано 12 подпольных первичных партийных организаций и десятки партизанских групп и отрядов, куда вошло большинство железнодорожников со станции Ельня.

В боях за город героически сражались не только действующие работники магистрали, но и студенты главного транспортного вуза страны – МИИТа. В память о событиях роковой осени 1941 года в скверике возле одного из корпусов РУТа (МИИТ) в 2015 году установлен памятник вернувшемуся с войны студенту.

В ельнинской операции выжили единицы. Практически все миитовцы осенью 1941 года погибли на Смоленской земле. В знак вечной памяти на Ушаковом поле, где проходили ожесточённые сражения, высажена берёзовая роща, установлена стела. Места боев каждый год посещает делегация студентов.

Звание город воинской славы Ельне присвоено 8 октября 2007 года.


Город воинской славы Наро-Фоминск

Наро-Фоминск осенью 1941 года оказался на направлении главного удара немецкой армии, выполнявшей план «Тайфун». Но этот город стал заслоном на подступах к Москве. В числе оборонявшихся было много железнодорожников. Именно на станцию Нара за 6 суток была перевезена в 36 эшелонах с Дальнего Востока армия Белобородова.

Защита города носила интернациональный характер. В 1941 году в Наро-Фоминске была сформирована комсомольско-молодежная колонна под командованием болгарина Оганяна Найдова-Железнова, героически погибшего в ходе битвы за Москву. В честь болгарских воинов на 64 км Киевского шоссе установлен памятник, над которым шефствуют железнодорожники бекасовского узла.

За героизм и мужество, проявленные жителями в период Великой Отечественной войны, 27 мая 2009 года Наро-Фоминску присвоено звание города воинской славы.


Город Ряжск – рубеж воинской доблести

Во время Великой Отечественной войны Ряжский узел имел стратегическое значение. Удержать железную дорогу от Москвы на Рязань-Ряжск-Сталинград и к югу на Воронеж и Ростов было чрезвычайно важным для советского командования. С Куйбышевской железной дороги через Ряжский узел шло снабжение трех фронтов: Воронежского, Степного и Сталинградского. Узел находился на стыке двух армий: 61-й генерала Попова и 10-й генерала Голикова, которые отвлекли на себя силы противника.

Первые эшелоны ПВО для защиты железнодорожного узла от немецких авиаударов начали прибывать в Ряжск в начале сентября 1941 года. Самолеты не могли проскочить через плотное кольцо противовоздушной обороны, а на перегонах поезда были беззащитны, часто подвергались сильным бомбежкам. Гибли не только военные, но и железнодорожники, медики. Поэтому на подходах к станции Ряжск-1 можно увидеть обелиски, установленные здесь на братских могилах.

Несмотря на ударные группировки и ожесточенные бои, которые велись рядом с Ряжском, этот железнодорожный узел стал единственным от Москвы и до самого юга, на который за время войны не упало ни одной бомбы. Работавшие во время войны на стальной магистрали ветераны называли это чудом, говорили, что их спасал Николай Чудотворец. Храм в честь Святого по сей день находится в пределах станции, он строился на средства железной дороги и пожертвования железнодорожников.

21 ноября 2001 года на вокзале станции Ряжск-1 состоялось открытие памятной доски, посвященной подвигу 84-й отдельной морской стрелковой бригады, которая в конце ноября 1941 года в ходе операции по защите Ряжска отбросила врага от столицы. 6 мая 2013 года на братском городском кладбище открыта памятная доска в честь командира этого соединения.

5 декабря 2016 года городу Ряжску присвоено звание «Рубеж воинской доблести».