СМИ о МЖД

От "медвежьего угла" к современным воротам города

Сейчас он стал гораздо шире, чем раньше, дороги к нему проложены асфальтовые. Пассажиров из столицы увозят электрички, а не гудящие паровозы. 1 сентября исполняется 116 лет Павелецкому вокзалу. Корреспондент "ВМ" прошелся по нему вместе с экскурсоводом Марией Антоненко и узнал о его истории и событиях.

Рядом с площадью вокзала шумят машины, ходят сотни пассажиров, светятся вывески сетевых кафе быстрого питания.

Павелецкий вокзал был построен в 1900 году на Зацепе. Раньше тут размещалась Замоскворецкая таможня. У въезда в город нависала цепь, за ней выстраивалась очередь торговцев, возы которых должны были осматривать таможенники. Место это называлось Зацепой (находящийся за цепью). - Здесь проверяли всю ввозимую в Москву продукцию на предмет контрабанды или алкоголя, - рассказывает Мария. - Рядом на пустыре была образована Зацепская площадь, и вскоре появился Зацепский рынок, славившийся дешевыми товарами, ведь на перевозку товаров крестьяне не тратились.

Еще здесь прежде располагались скотобойни, и, когда их оттуда убрали, площадь начала расцветать: тут и там как грибы появлялись лавки, рынки и прочие торговые точки. Островский писал об этом месте: "Сторона эта глухая, люди темные".

- Действительно, обстановка тут была криминальная, есть даже упоминания в исторических источниках, как у извозчика на Павелецком вокзале украли огромные рельсы, - добавляет экскурсовод.

Сейчас, столетие спустя, здесь стало гораздо безопаснее. У вокзала тут и там можно увидеть дежурных полицейских.

Мы проходим в зал ожидания, где ждут поезда семьи с внушительными чемоданами.

- До масштабной реконструкции в 1982 году тут все выглядело иначе. Был роскошный зал ожидания для царской семьи, аптека и буфет. После реконструкции многие любители старины жаловались, что в помещениях совсем пропал бирюзовый цвет, сменившись традиционным бежевым.

Также вокзал стал значительно шире с момента его строительства и таким огромным для того времени, что в 1980-х годах многие пассажиры путались в переходах и, случалось, опаздывали на поезд.

- С вокзалом связано много историй, - вспоминает Мария. - В 1924 году, к примеру, сюда из Горок прибыл траурный поезд с телом Ленина (С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память об этом событии. - "ВМ" ) . А в период массового голода 1920-1930-х годов рабочие отчисляли 10-15 процентов со своей зарплаты, чтобы купить хлеба для голодающих Поволжья. Именно отсюда портянки, теплые вещи и провизия отправлялись в бедствующие регионы страны.

Также Павелецкий вокзал связан и с именем Льва Толстого.

В мемуарах историка Юрия Бахрушина описан случай, как сотни людей вышли к Павелецкому вокзалу, ожидая новостей о состоянии здоровья писателя. Лев Николаевич тогда был серьезно болен.

Кстати

В проектировании Павелецкого вокзала участвовал известный российский архитектор конца XIX - начала XX века Юлий Дидерихс, который также работал и над Рижским вокзалом. Он жил на Тверской улице, а в 1918 году стал одним из руководителей Профессионального союза зодчих.


Адрес страницы в сети Интернет:  https://mzd.rzd.ruhttps://mzd.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=4323&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=200638&print=1

screenRenderTime=0