СМИ о МЖД

Курские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В годы Великой Отечественной войны существовал лозунг "Транспорт – родной брат Красной Армии".

Курские железнодорожники в годы военного лихолетья с честью выдержали небывалые трудности и лишения, проявив беспримерное мужество и упорство, неиссякаемую изобретательность, умение оперативно решать, казалось бы, невыполнимые задачи. В первые недели войны многие железнодорожники Курского узла ушли на фронт в ряды Красной Армии. На рабочих местах курские железнодорожники в условиях военного времени показали примеры самоотверженного труда, значительно перевыполнения производственные задания.

Летом 1941 года был сформирован истребительный батальон Кировского района, в состав которого вошли 68 работников Курского железнодорожного узла, командиром батальона стал заведующим мастерскими Курской дистанции пути Никулин Павел Васильевич.

В июле 1941 года одним из первых был сформирован Кировский полк народного ополчения, в его состав (на 1.11.1941 г.) входило 745 человек, преимущественно работников Курского железнодорожного узла. Командиром первого батальона стал лаборант паровозного депо Бобовников Вячеслав Андреевич. В июле 1946 года 10 ополченцев-железнодорожников были награждены боевыми орденами и медалями.

В период эвакуации осенью 1941 года со станции Курск на тыловые магистрали были перебазированы 180 паровозов, более 10 000 вагонов, 200 эшелонов оборудования и материальных ценностей отправлено на Восток.

15 – 25 октября 1941 года в цехах депо Курск-Северное, Курск-Западное

и вагонного участка ст. Курск были оборудованы два бронепоезда № 14, 15.

Их железнодорожное обслуживание обеспечивали 24 работника Курского узла. Бронепоезда выполняли боевые задачи на Юго-Западном и Брянском фронтах на участках Курск-Касторное, Елец- Красная Заря. С 11 марта 1942 года бронепоезда вошли в состав 62-го отдельного Новосокольнического дивизиона бронепоездов и прошли боевой путь до Лиепая в мае 1945 года.

Свой весомый вклад в победу на Курской Дуге внесли и курские железнодорожники. Согласно опубликованным в различных источниках данным, в операции на Курской дуге с советской стороны участвовало свыше 1 млн 300 тыс. человек, до 200 тыс. орудий, около 3600 танков, почти 3 тыс. самолетов. За несколько месяцев сюда по железной дороге было доставлено 313143 вагона с войсками и воинскими грузами для Красной Армии. Когда не хватало вагонов для перевозки орудий, инженеры-путейцы разбирали стенки и крыши, чтобы успеть перевезти на открытой платформе больше техники.

Стратегическое значение железнодорожной магистрали в грядущей Курской битве состояло еще в том, что она находилась в непосредственной близости от линии фронта, поэтому в вопросах доставки боеприпасов и подкрепления, эвакуации раненых советское командование делало большую ставку на железную дорогу.

Стальную магистраль немцы бомбили нещадно, но насколько быстро и самоотверженно её восстанавливали путейцы, машинисты, солдаты, инженеры и техники – все, кто мог работать, удивляло даже противника.

При этом поезда и сами были боевыми единицами: буквально каждый вагон, каждая открытая платформа вели огонь. Трудовой героизм железнодорожники проявили и зимой 1943 года во время освобождения Курска. Отступая, фашисты полностью разрушили станцию, в руины превратили депо. Но уже на следующий день железнодорожники приступили к восстановлению предприятий и линий, по которым поезда пошли в сторону фронта. Все трудились самоотверженно, в два-три раза превышая норму.

С марта по август 1943 года для обеспечения Курской операции было подано 467 255 вагонов с войсками и воинскими грузами, наибольшую напряженность по перевозкам была осуществлена на линиях Воронеж, Касторная, Мармыжи, Курск.

В 1943 году за отличие в выполнении особых заданий НКПС и проявленное мужество 31 работник паровозных колонн № 8, 9 были отмечены значками "Почетному железнодорожнику". 6 ноября 1944 года приказами Народного Комиссара путей сообщения 59 работников колонн № 8, 9 отмечены значками "Почетному железнодорожнику", "Отличный паровозник", "Отличный движенец", "Отличный вагонник".

За образцовую работу и проявленное мужество по обеспечению воинских перевозок в район Сталинграда более 100 курских железнодорожников были награждены медалями "За оборону Сталинграда".

В годы Великой Отечественной войны за боевые и трудовые подвиги почти 60 курских железнодорожников были награждены правительственными наградами. В их числе три Героя Советского Союза, ещё четверо – Герои Социалистического труда. Знаками "Почетному железнодорожнику" удостоены более 130 железнодорожников, 17 человек получили знаки дважды.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, 27 апреля 2007 года Курску присвоено звание города Воинской Славы.

В июле 2013 года, в рамках празднования 70-й годовщины разгрома немецко-фашистских захватчиков на Курской дуге в парке ДК железнодорожников города Курска торжественно открыт Монумент в память о боевых и трудовых подвигах курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, который возведен по инициативе Совета ветеранов Орловско-Курского региона МЖД.

В 2019 году, в год 60-летия Московской железной дороги, на территории административного здания Курского региона, впервые на сети дорог России, открыт Памятный знак участникам спецформирований народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в годы Великой Отечественной войны.

Версия для печати
screenRenderTime=1