СМИ о МЖД

Защищая надежность железных дорог

Безопасность железнодорожного транспорта – одно из условий его успешной работы. Она зависит как от качества материалов и надежности техники, так и от профессионализма работников. А главным контролером безопасности всех систем остается проверенная временем служба ревизоров, которая 17 мая отметит свое 80-летие. В преддверии юбилейной даты в административном здании Орловско-Курского региона Московской железной дороги филиала ОАО "РЖД" состоялся "круглый стол". Обсудить работу ревизорского аппарата и обменяться опытом собрались нынешние и ранее работающие руководители Курского железнодорожного узла и ревизоры нескольких поколений.

Свести происшествия к нулю

– Задача ревизорского аппарата сегодня – не просто поставить барьер нарушениям, а гарантировать безопасность движения, – отметил заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Юрий Кобзарь. – И хотя многое в работе изменилось, нам по-прежнему интересен опыт наших предшественников.

Орловско-Курский регион Московской железной дороги – это более 2000 километров путей, 83 станции и несколько десятков предприятий. Каждый из ревизоров работает по своему направлению: курирует путевое хозяйство, хозяйство сигнализации и блокировки, энергоснабжение, хозяйство движения, вагонное и локомотивное хозяйство.

В современных условиях работникам помогают различие информационные системы, применяются новые подходы, которые позволяют каждому выполнять свою работу более эффективно. Ревизор 70 процентов рабочего времени проводит на линии, непосредственно контролируя каждый участок и оказывая практическую помощь на местах.

Главная задача ревизора – на основе данных прогноза из информационных и аналитических систем контролировать и повышать уровень безопасности. Для этого проводятся постоянные проверки. Итогом ревизий, как одного из инструментов контроля, должно стать снижение уровня аварийности, недопущение событий, связанных с нарушением безопасности движения, и уменьшение отказа технических средств. Переоценить важность этих мер сложно. За ними стоит как безопасность пассажиров и работников железной дороги, так и минимизация возможного экономического ущерба.

– К событиям, связанным с нарушением безопасности движения, относятся сходы подвижного состава при маневровой, поездной работе, проезд запрещающих сигналов, столкновение, – пояснил заместитель главного ревизора Московской железной дороги по Орловско-Курскому региону Владимир Алымов. – В 2016 году в Орлдовско-Курском регионе МЖД было допущено всего одно такое событие. Впрочем, задача железнодорожников – свести их вероятность к нулю.

Бесценный опыт ревизора

Раньше вместо понятия "событий" использовался термин "брак". И, как вспоминают ветераны отрасли, их счет шел на десятки и сотни в год.

– Когда я пришел, браков было до 200 в год на отделении, – вспоминает Владимир Бабин, с 1985 по 2011 год работавший главным ревизором по безопасности движения поездов Курского отделения Московской железной дороги. – "Лидировали" всегда локомотивщики, на их долю приходилось почти 60 процентов брака. В 2001 году, когда произошло слияние двух отделений, на Курском отделении было не более 75 браков в год. С 1985 по 1990 годы были и крушения, и аварии, а после 1996 года и до 2001 их не было, как и маршрутных браков. И за этим стояла большая работа всех наших железнодорожников. Мы первыми на сети дорог стали активно контактировать с МВД и Минтрансом по вопросам безопасности, в том числе на железнодорожных переездах.

– Всех нас радует, что количество браков снижается, – говорит бывший председатель профсоюза Валерий Коптев. – Уверен, что это заслуга не только более совершенной техники, но и высокого уровня работы ревизорского аппарата. Помню, какие были проверки раньше, порой можно было только на честное слово полагаться. А во Льгове был один ревизор, который прятался в пустую цистерну и наблюдал, кто чем занимается на путях. Однажды его там закрыли. Сейчас методы, конечно, совсем другие. Кто мог лет тридцать назад представить, что не будет дежурного по станции? А сегодня – это реальность!

Действительно, в последние годы благодаря развитию технологий на железной дороге произошло немало изменений. За счёт этого и безопасность в целом повышается.

– Уровень безопасности определяется многими факторами, – поясняет Юрий Кобзарь. – Это ежедневная работа не только руководителей и ревизоров, но и выполнение всех должностных обязанностей рядовыми сотрудниками. Наша задача организовать этот процесс, создать все условия и правильно его оценить. И тогда получается результат – тот уровень безопасности, который оценивает пассажир, пользователь железнодорожного транспорта и наше государство.

Юрий Серафимович, кстати, и сам когда-то работал в ревизорском аппарате.

– Для любого руководителя поработать ревизором – значит получить бесценные знания и опыт для дальнейшей профессиональной деятельности, – уверен он. – Мне выпала возможность поработать главным ревизором Московского-Курского отделения Московской железной дороги. В ежедневной кропотливой работе удалось получить тот опыт, который, уверен, и сейчас помогает мне. Ревизор владеет не только профессиональными вопросами, но может и должен давать оценку правильности принимаемых решений и за счет этого повышать эффективность работы.

Контроль не бывает лишним

Аппарат ревизоров на железной дороге неслучайно появился именно 80 лет назад. В стране завершалась индустриализация, нагрузки на железнодорожный транспорт были колоссальными. Не обходилось без происшествий, и потому так важен был независимый контроль. Нужны были профессионалы, отвечающие за безопасность, которые не боялись бы высказать свое мнение. Появление новой структуры довольно быстро дало положительные изменения.

В послевоенные годы, когда шло активное восстановление страны, объемы грузовых и пассажирских перевозок вновь стали возрастать.

– Куряне, кстати, часто были инициаторами передового и нового, – вспоминает председатель профсоюзной организации Орловско-Курского региона Юрий Васильев. –Пришлось многое перестраивать, вести электрификацию. Тогда-то и оказался востребованным дополнительный взгляд со стороны. У ревизоров появились помощники – общественный контроль. Это грамотные, квалифицированные люди, которые могли предупредить, где опасно.

Человеком, стоящим у истоков зарождения института общественных инспекторов был Сергей Ефимович Друшляк, участник Великой Отечественной войны, прошедший на железной дороге путь от младшего техника до главного ревизора по безопасности движения поездов Курского отделения дороги.

Владимир Бабин хорошо помнит свое знакомство с Сергеем Ефимовичем в 1966 году.

– Я был на практике, учился на помощника машиниста, и возвращался домой в кабине машиниста. На станции Поныри в кабину сел Сергей Ефимович. Машинист и помощник заранее отправили меня в заднюю кабину, но от ревизорского взгляда никто не ускользнет. Как только мы отъехали от станции, он сказал: "Позовите молодого человека, которого спрятали". Тогда он дал мне, новичку, много советов, которые не раз пригодились в работе и в жизни. Этот разговор положил начало моей будущей работе с людьми. А уже затем на собственном опыте я убедился, что кадры – важнее всего. Необходимо всегда давать работникам конкретную цель. Если нет цели, нет и безопасности движения.

Владимир Павлович уверен, что каждый железнодорожник, если видит какую-то ошибку или поломку, должен сообщать о ней. Сам он сделал это своей привычкой, с которой не расстается до сих пор. Именно на такое неравнодушное и ответственное отношение нужно, по его мнению, настраивать работников.

Кстати, контролем подготовки кадров на железной дороге также занимаются ревизоры. Они следят за тем, чтобы специалисты имели соответствующую должности квалификацию, своевременно проходили обучение, отлично знали технологические процессы.

Стоит отметить, что пик объемов перевозок пришелся как раз на время работы тех, кто сейчас уже находится на заслуженном отдыхе.

– В лучшие годы мы до 450 вагонов грузили и сортировали ежесуточно, – вспоминает бывший начальник Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Иван Кваша. – В год доходило до нескольких миллионов тонн. Это было самое сложное время, но и самое интересное.

Профессиональная преемственность

Говоря о планах проверок и технических ревизий, за круглым столом вновь вспомнили Сергея Друшляка. Это он первым начал собирать от подчиненных предложения о том, где эти проверки стоит провести.

– Еще один метод работы – внезапные проверки, – рассказал Владимир Бабин. – Раз в неделю мы выезжали на линию, сопровождали пассажирские или грузовые поезда. Это прекрасная возможность прямо из кабины поезда наблюдать, какое состояние пути, как работают путевые рабочие. Это приносило результат.

– Сейчас работа во многом похожа, – отмечает Владимир Алымов. – Еще мы стараемся заранее просчитывать риски и нейтрализовать их на начальной стадии. Это позволяет проверять отдельные факторы, повышая тем самым эффективность работы.

Преемственность поколений – традиция железнодорожников. Такие встречи в формате круглого стола бывают не только в канун юбилеев. А в будущем, вероятно, станут проходить регулярно.

– Мы хотим создать совет, в который войдут наши ветераны из числа бывших руководителей и ревизоров, – поделился идеей Владимир Бабин. – У нас очень активное ветеранское общество. Отличительная черта нашей профессии в том, что уходя на заслуженный отдых, люди не уходят из системы, они могут продолжать помогать. Их опыт и советы востребованы.

Присутствующие на мероприятии ветераны с энтузиазмом восприняли предложение. Сколько бы лет ни прошло, хочется еще немного послужить родной железной дороге. Со стороны руководства Орловско-Курского региона МЖД данная инициатива так же нашла полное понимание и поддержку.

Версия для печати
screenRenderTime=1