СМИ о МЖД

В честь тех, кто приближал Победу. Железные дороги Победы.

В преддверии празднования 72-й годовщины Победы железнодорожники Тульского региона Московской железной дороги провели ставшую уже традиционной акцию "Поезда Памяти".

Белев под ударами врага

Из Белева, Черни и Новомосковска по местам боевой славы отправились в Тулу три специальных поезда, пассажирами которых стали фронтовики и труженики тыла, узники фашистских лагерей, очевидцы боевых действий "сороковых, роковых", учащиеся, представители силовых структур... Пассажиры выходили в Черепети, Ясной Поляне, Горбачеве, Плавске, Узловой и на других станциях, чтобы возложить цветы на воинских захоронениях, пообщаться с молодежью, рассказав о том, каково оно было находиться под пулями или переносить лишения оккупации.

Наша репортерская группа утро встречала на станции Белев, где состоялось торжественное открытие музея истории местного железнодорожного узла. Гитлеровцы с 1941 по 1943 годы регулярно подвергали город массированным артиллерийским обстрелам и авиаударам. На станции на стеле увековечены имена тех железнодорожников, чьи жизни унесла Великая Отечественная война: Аверьянов, Брилев, Дутов, Кесаревский, Черниченко, Шилов…

Проводить в оружейную столицу "Поезд Памяти" пришел и Борис Плешивцев, родившийся в 1934 году. У него отношение к войне – особое. Он, будучи мальчишкой, жил в Белеве на улице Красноармейской. В детской памяти отложились воспоминания о родном доме с фанерными перегородками, где разместились части Красной Армии. А войск прибывало так много, что солдатам приходилось укладываться спать прямо на полу – кроватей на всех не хватало.

– А еще запомнились ожесточенные бои в районе белевского села Мишенское, когда погибло очень много наших военнослужащих, – рассказал Борис Леонидович. – Этот населенный пункт стоит на горе, а бойцы наступали на него по полю. Пошла первая волна красноармейцев на Мишенское – а немцы оттуда открыли прицельный огонь по атакующим. Атака захлебнулась… Наши новые силы бросают. И вот так несколько раз. Также очень много советских солдат полегло в боях у деревни Береговая. Свист снарядов никогда не забуду!

Санвагон для "Воинского эшелона"

В 2016-м на станции Белев появился мемориальный комплекс "Воинский эшелон". Железнодорожники решили воссоздать облик составов, которые ходили по военным дорогам и которые так хорошо знакомы нам по кадрам черно-белой кинохроники. На рельсах установили паровоз, построенный в Брянске в 1933 году, пару двухосных платформ с орудиями (на таких перевозили различные грузы, технику, материалы для восстановления поврежденного пути), вагон-"теплушку" и чудом сохранившуюся до наших дней американскую цистерну, попавшую в Россию по ленд-лизу (раритет был подарен компанией "Щекиноазот"). А в этом году комплекс "Воинский эшелон" пополнил санитарный вагон. Кстати, уже в июле 1941-го в Белеве сформировали эвакогоспиталь, в который раненых солдат доставляли как раз в подобном санвагоне. Его реконструировали и установили на вечную стоянку работники эксплуатационного вагонного депо Тула и Тульской дистанции гражданских сооружений. Десятки мальчишек и девчонок выстроились в очередь, чтобы взглянуть на санитарный вагон изнутри.

– От имени губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина и областного правительства поздравляю вас с самым главным праздником России – Днем Победы, – обратилась к собравшимся на станции министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. – Испытываю трогательные чувства, находясь на славной белевской земле и принимая в очередной раз участие в акции "Поезда Памяти". Мы вспоминаем в эти дни страшные годы войны, когда Тульская область стала одним из рубежей обороны, людей, которые отдали свои силы и жизни во имя Победы, во имя того, чтобы лютый враг не вошел в Москву. Наши отцы, деды и прадеды совершили великий подвиг. Железнодорожники отмечают День Победы с особым чувством. Я благодарю руководство Тульского региона Московской железной дороги за акцию "Поезда Памяти" в частности и за большую работу по сохранению истории края в целом.

Пушка с Бедринецкого плацдарма

Заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко убежден: Победа, завоеванная солдатами Красной Армии, дала свободу и независимость народам нашей страны и многим народам мира.

– Мы низко кланяемся перед теми ветеранами, кто ковал эту Победу, мы чтим память тех, кто отдал свои жизни за чистое небо над головой, и делаем все возможное для того, чтобы ратные и трудовые подвиги не оказались забытыми, – произнес Александр Федорович. – Железнодорожники внесли существенный вклад в дело разгрома гитлеровцев. Могу привести пример, когда машинист Валентина Рыбальченко в 1942 году вела состав с людьми и боевой техникой из Белева в Тулу. На одном из участков фашистские самолеты стали бомбить эшелон. Девушка тогда получила ранение, но все-таки сумела спасти состав, за что была удостоена ордена Ленина. Пока жива память о фронтовиках и тружениках тыла, Россия будет великой.

О том, что происходило в Белевском районе в различные периоды истории, теперь подробно рассказывается в новом музее, посвященном железнодорожному узлу. В его витринах – молоток и фонарь обходчика, прейскурант вагона-буфета состава Юго-Восточных железных дорог (например, порция ветчины в царские времена стоила 35 копеек, стакан кофе – 20, а бутерброд с паюсной икрой – десюнчик), продуктовые карточки, письма-треугольнички, фотографии, трофейная немецкая карта Белевского района и масса других экспонатов. Самый крупный из них – советская пушка калибра 45 миллиметров, найденная следопытами из организации "Тульский Искатель" в 2015 году на изрядно политом кровью Бедринецком плацдарме. Под Белевом недавно завершилась весенняя "Вахта Памяти-2017", в ходе которой энтузиасты эксгумировали останки более десятка павших советских воинов.

Одним из первых посетителей музея стал фронтовик Алексей Павлов. Он воевал на Воронежском, Степном и других фронтах, был награжден орденом Славы III степени, участвовал в Параде Победы 1945 года на Красной площади в Москве, а после демобилизации несколько десятков лет трудился в депо Белева, водил поезда и обучал молодую смену.

По словам Александра Потапенко, в этом году также будут обустроены станции Мордвес и Кимовск, чтобы увековечить память о строителях железных дорог в губернии и тех энтузиастах, кто совершал трудовые подвиги в стране уже после революции 1917 года. Железнодорожники уверены: историю надо уважать и сохранять для потомков. А строить достойное будущее нужно, опираясь на примеры прошлого.

Из Белева "Поезд Памяти" проследовал на Московский вокзал оружейной столицы, где у мемориального комплекса героическим защитникам Тулы прошел митинг. К вокзалу доставили мотоцикл, орудие, грузовой и легковой автомобили военной поры, а сотрудники Росгвардии организовали выставку современного вооружения.

– С этой площади уходили лучшие сыны Тульской области на борьбу с теми, кто пришел на нашу землю, – обратился к собравшимся заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко. – Здесь осенью 1941 года железнодорожники построили бронепоезд "Тульский рабочий". А потом на этой же площади встречали победителей.

После митинга сотни его участников возложили к памятнику цветы – в знак признательности тем, кто спас мир от фашизма.

! А в этом году комплекс "Воинский эшелон" пополнил санитарный вагон. Кстати, уже в июле 1941-го в Белеве сформировали эвакогоспиталь, в который раненых солдат доставляли как раз в подобном санвагоне. Его реконструировали и установили на вечную стоянку работники эксплуатационного вагонного депо Тула и Тульской дистанции гражданских сооружений.

Версия для печати
screenRenderTime=1