СМИ о МЖД

Павелецкому вокзалу – 125

В: Павелецкому вокзалу исполнилось 120 лет. Сейчас ежедневно им пользуются 20 тысяч пассажиров, а в начале прошлого века на новый везли хлебные избытки с южных окраин Российской империи через станцию Павелец. Но называли вокзал Саратовским. Почему? Об истории и перспективах одного из самых значимых пассажирских терминалов столицы - Анастасия Литвинова.

СВЕТЛАНА ШИШКИНА: Продолжается посадка на скорый поезд 347 Москва - Балаково.

КОР: Диктор Светлана Шишкина объявляет посадку на уходящий поезд. Правда в эфир она теперь выходит не часто, только если компьютер зависнет. Ведь именно он генерирует большинство сообщений.

СВЕТЛАНА ШИШКИНА: Печатаем "Алиса, Яндекс", потом она нам это все объявляет.

...

СВЕТЛАНА ШИШКИНА: Да. Потерялся тот романтизм вот этой работы, понимаете. Раньше так волновались, когда выходили в эфир.

КОР: Возле касс теперь тоже если очередь, то только электронная.

ПАССАЖИР: Мне на 6 вечера...

КОР: Большинство пассажиров покупает билет через интернет. Камеры хранения открываются по штрих-коду. Но залы ожидания, море спешащих людей никуда не делись. В год Павелецкий вокзал принимает и отправляет 10 миллионов пассажиров.

УЧАСТНИЦА СЮЖЕТА: У меня ритуал такой, я сажусь, достаю журналы, 10 часов и я дома.

КОР: Когда вокзал построил в 1900 году, его назвали Саратовским. Относился он к Рязано-Уральской железной дороге, управление которой находилось в Саратове. А Павелецким он стал в 41-м году. То первое здание архитектора Александра Красовского было светло-зеленым с изумрудной крышей, и в шесть раз меньше нынешнего. На первом этаже были выходы на платформу, на втором - квартиры начальника станции, сторожа и буфетчика. Но с развитием железнодорожного сообщения в здании, построенном в элегантном неорусском стиле, уже с трудом помещались пассажиры, и в 80-е Павелецкий перестроили.

АЛЕКСЕЙ ВОРОНЦОВ (АВТОР ПРОЕКТА ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ПАВЕЛЕЦКОГО ВОКЗАЛА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ): Мы строили фактически старый вокзал, в новое здание, он так втрое стал длиннее.

КОР: А на этом паровозе У127 в январе 24-го года со станции "Герасимовская" на Павелецкий, но тогда еще Саратовский вокзал привезли тело Владимира Ильича Ленина. Сейчас поезд на стоянке в Музее Московской железной дороги.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: И вдоль путей всю дорогу люди с лопатами расчищали пути, потому что, конечно, тогда хорошей техники снегоочистительной не было. Вот он прибывает на Павелецкий вокзал.

КОР: После этого вокзал и площадь перед ним несколько лет называли ленинскими, но это было названием народным, официальным так и не стало. На привокзальной площади разбили сквер, его потом убрали в 70-х годах здесь раскопали первый долгострой.

ИГОРЬ УТЁСОВ (МОСКВОВЕД): Связывать здесь строительство на этой площади с секретным подземным метро.

КОР: Только в 80-е площадь ненадолго открыли, а в конце 90-х опять раскопали. Собирались построить гостиницу, торговый центр и паркинг, но дальше котлована дело не пошло. Еще 2 года назад после сильного ливня на фоне этой ямы с определенного ракурса можно было сделать фото стилизованное под архивный снимок, вот он. После наводнения 1908 года вся привокзальная площадь была затоплена и вокруг буквально лодки плавали. Сейчас здесь все-таки строят торговый центр, но под землей, а на самой площади будет парк.

Версия для печати
screenRenderTime=1