СМИ о МЖД

"Поезд Победы" проехал по местам боевой славы Курской области

Выходные 22-23 августа прошли под знаком Победы в Курской битве. Во всей стране отмечали 77-летие разгрома немецко-фашистских войск на Огненной дуге. В Курской области состоялась целая череда праздничных мероприятий. Одним из самых ярких стала патриотическая акция "Поезд Победы".

За два дня состав, который вел настоящий военный паровоз, проследовал по двум маршрутам - Курск – Поныри и Курск – Щигры - Мармыжи – Кшень. Пассажирами и участниками акции стали сотни человек – местные жители, ветераны войны и труда, школьники, студенты, волонтеры, поисковики, первые лица города и области и, конечно, железнодорожники.

Перрон на станции Курск, куда прибыл состав, будто вернулся в то тревожное время. Сердце сжималось, глядя, как кружатся в вальсе девушки в платьицах по моде 40-х годов прошлого века и парни в гимнастерках. Оркестр и песни военных лет – всё создавало трогательную атмосферу.

По традиции перед отправкой поезда на вокзале состоялся митинг.

- Самая главная цель – это сохранение и передача из поколения в поколение памяти о солдатах и офицерах, которые отдали жизни за наше будущее. Я пригласил представителей разных конфессий. Мы приедем в Поныри. Там на граните выбиты имена солдат и офицеров всех национальностей. Вот так достигалась эта победа, - отметил заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Мухарбек Озиев.

Губернатор Курской области Роман Старовойт поблагодарил железнодорожников за столь трепетное отношение к героическим страницам нашей истории и помощь в патриотическом воспитании молодежи.

- Мне хотелось бы, чтобы эта акция еще давала и праздничное настроение. Ведь победа на Курской дуге?— это действительно великий праздник, - сказал Роман Старовойт. - Я искренне хочу от себя лично, от курян поблагодарить наших железнодорожников за организацию мероприятия. Такие акции дают возможность нашей молодежи приобщиться к истории, которая писалась на благословенной курской земле. Нам посчастливилось родиться, жить и работать здесь. Именно здесь начиналась Победа в Великой Отечественной войне. Наша задача – хранить эту память.

Пронзительно звучит гудок, и "Поезд Победы" отправляется в путь, на станцию Поныри. Один из немецких генералов говорил, что ключ их победы навсегда зарыт под Понырями. Здесь, на Северном фасе Курской дуги, армии вермахта был нанесен сокрушительный удар. Это изменило ход Второй Мировой войны. Отсюда, с курской земли, началась череда наступательных операций советских войск, закончившихся Великой Победой.

Огромный вклад в победу на Курской дуге внесли железнодорожники, которым ежедневно приходилось рисковать жизнью. Под непрерывными бомбежками немецкой авиации они доставляли на фронт личный состав и всё самое необходимое: продовольствие, боеприпасы, технику, в кратчайшие сроки восстанавливали железнодорожные пути, разрушенные в результате авианалетов.

2 июня 1943 года произошел самый крупный налет гитлеровской авиации на Курский железнодорожный узел в дневное время за всю историю Великой Отечественной войны. Он продолжался 22 часа. Было задействовано 910 немецких самолётов, сброшено более двух тысяч авиабомб и снарядов. В ходе налета оказалось разбито 12 паровозов, более 100 вагонов, практически все рабочие здания на курском железнодорожном узле, уничтожено 300 метров линейной связи.

По воспоминаниям фронтовиков-железнодорожников, когда командующему Константину Рокоссовскому доложили о налете, он спросил: "Сколько недель потребуется, чтобы восстановить движение?". Понадобились не недели, а часы. Через 35 часов движение было полностью восстановлено. Это был настоящий подвиг во имя Победы. Вспоминая о тех днях, Рокоссовский писал: "Исключительный героизм проявляли железнодорожники Курского узла, восстанавливавшие разрушения под разрывами неприятельских бомб".

Станция Курск за участие в подготовке Курской битвы трижды награждалась Красным знаменем Государственного комитета обороны. Петр Шубин, начальник станции Курск, первым из курян был отмечен Золотой звездой Героя Социалистического труда. С февраля 1943 года он был командирован старшим оперативной группы на восстановление станции Курск. А с апреля по август - начальник распорядительной станции Курск военно-эксплуатационного отделения. В дни подготовки и проведения сражений на Курской дуге провел огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов, разрушенных немецкой авиацией, и бесперебойному пропуску воинских эшелонов.

В Понырях пассажиров "Поезда Победы" и местных жителей ждал ещё один сюрприз. Когда все вышли из вагонов и собрались на перроне, из Тулы прибыл бронепоезд БП-43, точнее, специального изготовленная копия легендарной боевой машины – крепости на колесах. Экипаж встречали цветами – как когда-то солдат-победителей.

- Тула – оружейная столица. Сегодня мы презентуем бронепоезд, который построен в этом году в Тульской области компанией РЖД, - пояснил заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Александр Потапенко.

Данная серия имела на вооружении платформы с орудийными башнями Т-34-76 и 37-мм автоматическими зенитными пушками. В честь прибытия на станцию из этих орудий были даны залпы.

Еще одним подарком стало открытие после капитального ремонта зала боевой славы железнодорожного вокзала. Станцию Поныри немцы прозвали "курским Сталинградом". Вокзал в Понырях – настоящий музей в память о тех героических днях. К празднику обновили портреты 24 полководцев, реставрировали лепнину, частично отремонтировали фасад. А на потолке изобразили воздушные бои за Поныри. В здании появились манекены в форме советских солдат, муляжи оружия, исторические документы в витринах. А еще здесь теперь есть интерактивный музей.

В Понырях прошел памятный митинг с возложением цветов к мемориалу и к Вечному огню. Почетным гостем стала 97-летняя участница Курской битвы Мария Анисимовна Сердюк. Она специально приехала из Москвы на празднование 77-й годовщины победы на Курской дуге.

Мария Анисимовна была санинструктором 208-го отдельного линейного батальона связи 13-й армии. В Курской битве принимала участие с первого до последнего дня. 20-летняя хрупкая девочка под обстрелами выносила на своих плечах с поля боя раненых бойцов. Спустя 77 лет она вспоминает погибших однополчан по именам и плачет, говоря о самом страшном дне 10 июля, когда погиб целый батальон. Старшина медицинской службы Сердюк дошла Берлина и расписалась на стенах поверженного рейхстага.

На следующий день бронепоезд побывал в Курске. После митинга на перроне "Поезд Победы" продолжил свой путь уже по маршруту Курск – Щигры - Мармыжи – Кшень.

Первая остановка – станция Щигры. На участке Курск - Щигры в 1941 году держал оборону знаменитый бронепоезд "Бесстрашный". Ни разу немецким снарядам и минам не удалось пробить его железный "панцирь". Вместе с жителями города Щигры участники патриотической акции возложили цветы к братской могиле советских воинов возле железнодорожной станции. Встречала "Поезд Победы" и участница Великой Отечественной войны Ефросинья Федоровна Дрик. Когда началась война, ей шел 18-й год. Совсем юной девушкой она трудилась на железной дороге, обеспечивала вывоз в тыл неисправной техники, раненых и трофейного имущества. Войну прошла от Хабаровска до Берлина и сегодня заклинает об одном – беречь мир.

- Хорошо знаю, что такое война. Желаю всем-всем, чтобы это слово никогда больше не звучало, а если вдруг произносилось, то только в рассказах и воспоминаниях. Самое страшное, что можно придумать на свете, - это война., - сказала Ефросинья Федоровна. – Спасибо, что вы помните тех, кого не стало, кто погиб, совсем юными. И научите своих детей быть щедрыми и влюбленными в свою Родину.

На станции Мармыжи состав встречали хлебом-солью. Здесь вспомнили о подвиге 38-го и 62-го отдельных дивизионов бронепоездов, защищавших станцию. Участники возложили цветы к братской могиле погибших воинов и осмотрели мемориальный зал станции.

Последним пунктом перед возвращением в Курск стала станция Кшень. После возложения цветов к братским могилам и бюсту маршала Георгия Жукова состоялся праздничный концерт, работала полевая кухня.

Сложно переоценить роль таких патриотических акций в воспитании молодёжи, увековечивании памяти героев Великой Отечественной войны. Как заверили железнодорожники, подобные мероприятия найдут своё продолжение и в дальнейшем. Ведь без прошлого нет будущего!

Версия для печати
screenRenderTime=1