СМИ о МЖД

К 90-летию со дня рождения Ивана Леонтьевича Паристого

В честь прославленного железнодорожника назван проезд в Москве, в столице на территории Дорожной клинической больницы имени Семашко ему установлен памятник, его имя увековечено на Аллее славы стадиона "РЖД Арена". Памятник Ивану Паристому установлен в одноименном сквере Брянска. Дневным экспрессам, курсирующим между Москвой и Брянском, присвоено его имя. 19 августа 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения Ивана Леонтьевича Паристого.

Иван Паристый родился в 1930 году в Украине, в семье потомственного железнодорожника и продолжил династию. С отличием окончил Днепровский институт инженеров железнодорожного транспорта и начал свой трудовой путь с дежурного по станции Брянск-Льговский. Именно в нашем городе Иван Леонтьевич освоил все самые сложные и ответственные профессии, дослужившись до начальника отдела движения Брянского отделения дороги. В 1962 году он возглавил Брянское отделение Московской железной дороги. Тогда ему исполнилось 32 года. Паристый стал, пожалуй, одним из самых молодых НОДов за всю историю сети железных дорог. Ветераны отрасли отмечают, что именно тот опыт, который Паристый получил, пройдя карьерный рост с самых "низов", позволил ему разбираться во всех звеньях железнодорожной цепи, будь то локомотивное, путевое, вагонное хозяйство, организация движения или связь. Но и от своих подчинённых требовал знаний.

Владимир Клюев – Почётный железнодорожник, Почётный ветеран Московской железной дороги, бывший начальник локомотивного отдела Брянского отделения:

-Не хватало локомотивов, не хватало людей. Движение было сумасшедшее. 32 пары поездов, 16 на Орел, на Унечу. Что делать? И вот он предложил делать длинносоставные поезда и такие же тяжеловесные.

Именно при Иване Паристом произошёл переход с паровозов на тепловозную тягу, а затем и на электрическую. О колоссальном объёме работ свидетельствует тот факт, что электрифицировано тогда было столько линий, сколько электрифицировали в течение 50 лет на всех дорогах мира. Был выполнен титанический труд по реконструкции практически всей инфраструктуры, обучению персонала - подготовку кадров он считал одним из решающих факторов успешной производственной деятельности. Паристый модернизировал процесс, поставил автоматические замедлители на двух горках - Западной и Восточной. В итоге стали собирать больше составов, значительно увеличив пропускную способность.

Ивана Леонтьевича называют талантливым инженером и организатором, взыскательным, но человечным руководителем, который управлял 25-тысячным коллективом и всегда уважительно относился ко всем своим подчинённым.

Марат Шайдуллин – заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению:

-Часто можно услышать, когда о выдающихся людях говорят "человек-глыба". Так вот Паристый это человек-эпоха. Человек, который создал, развивал на протяжении многих лет наше отделение. Был великим начальником Московской железной дороги и руководил самой мощной магистралью мира.

Именно с его подачи началось строительство жилья для сотрудников. Заботился он и о пассажирах, так благодаря этому человеку возведённый после войны вокзал на Брянск-1 расширился кассовым залом и административным зданием. Там появились новые платформы, рассчитанные не только на 24-х, но и на 32-вагонные пассажирские поезда. А вскоре сдали в эксплуатацию и новый вокзал на станции Брянск-2. Запустили красивые чехословацкие мотрисы. В целом пригородное движение серьёзно улучшилось.

В те годы Иван Леонтьевич Паристый не только занимался развитием Брянского отделения Московской железной дороги. Как депутат городского и областного Совета народных депутатов он брал на себя решение вопросов, определявших судьбу Брянщины на годы вперед.

Не случайно в Министерстве путей сообщения считали брянских железнодорожников передовиками, чей опыт заслуживает распространения и на других дорогах. А самого Паристого в 1968 году назначили заместителем начальника Московской железной дороги по движению, а в 78-м он стал у руля всей Московской магистрали.

На посту начальника Московской железной дороги Иван Паристый провел немало преобразований. В те годы проводилось масштабное техническое переоснащение Московского железнодорожного узла для повышения пропускной способности железнодорожной магистрали.

Под руководством Ивана Леонтьевича Паристого было закончено строительство и реконструк­ция Большого окружного кольца, ставшего мощной электрифицированной магистралью, оборудованной по последнему слову техники того времени. На полную мощность вышла сортировочная станция Орехово-Зуево, гремевшая на весь Советский Союз, достигла "пика" переработки вагонов станция Бекасово-Сортировочное, внедрялись технологии вождения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов. В 1980-х годах Московская железная дорога подошла к пиковым объемам грузовых перевозок за всю историю ее существования.

Немалое внимание Иван Леонтьевич уделял и развитию пассажирского комплекса. Железнодорожные вокзалы стали достопримечательностью столицы. За большой личный вклад в ре­конструкцию вокзалов, Москва, как и Брянск, назвала Паристого своим Почётным гражданином.

Иван Леонтьевич - единственный начальник МЖД, который руководил Московской магистралью и в советскую, и в российскую эпоху. Получил как награды СССР, например, два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции, так и награды Российской Федерации - Орден "За заслуги перед Отечеством" двух степеней.

19 августа 2020 года сразу в двух городах прошли митинг в память о легендарном железнодорожнике. По его стопам пошел его родной внук, тоже Иван Паристый. Он вышел на связь с Брянском из Москвы, посредством телемоста, организованного с управлением Московской железной дороги.

Ивана Леонтьевича не стало в 2005-ом. С 2011 года его имя присвоили поезду №100 Брянск - Москва. Сейчас его имя носят дневные экспрессы, курсирующие между Москвой и Брянском.

Огромное количество цветов у его бюста - лучшее подтверждение, что его помнят и уважают до сих пор.

Версия для печати
screenRenderTime=1