СМИ о МЖД

Стальные Герои

 

О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу. Как в первые дни войны работала железная дорога? Как подпольщики боролись с фашистами при помощи «угольных» мин? Кто выводил из-под огня цистерны с горючим?

Сбили темп врага

Смоленск бомбили уже на третий день войны – 24 июня 1941-го... Железнодорожники быстро восстанавливали повреждённые пути, и по ним снова шли поезда. Транспортный узел продолжал работать.

Уже 3 июля из находившихся на Западной дороге 5741 вагона с воинскими грузами 2520 были сосредоточены в Смоленском узле, где ежедневно выгружали по 40-45 оперативных эшелонов. Освобождавшийся подвижной состав использовался для отправки эвакогрузов и вывоза имущества военных складов. Именно по железным дорогам, несмотря на частые вражеские бомбардировки, обеспечивалась доставка всего необходимого для снабжения Красной Армии.

Свою эффективность на Смоленской земле в условиях военного времени показали специальные ремонтные поезда, которые давали вторую жизнь мостам, путям, линиям связи. Бригадам этих мастерских на колесах приходилось выезжать в самое пекло, трудиться сразу после сражений.

На улицах Смоленска завязывались ожесточённые бои. Они продолжались и после 29 июля, когда осаждённые войска получили приказ оставить город, вплоть до 10 сентября. Смоленские железнодорожники покидали город, когда бои шли уже на его окраинах, а начальник станции Смоленск-Центральный Г.В. Васильев и другие железнодорожники уезжали последним поездом…

Смоленское сражение сбило темпы фашистского наступления. Смоленск героически оборонялся, став на два месяца стеной для продвижения гитлеровцев к Москве. После его сдачи осенью 1941 года в городе возникает подполье. Часть железнодорожников использовала работу при немцах для диверсий. Конечно, не каждый мог отважиться на такие опасные для жизни поступки. Подпольщики повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, размораживали паропроводы, изготавливали «угольные» мины, подбрасывая их в уголь, минировали железнодорожные пути. Риск был огромен. Так, в феврале 1942 г. в депо Смоленск было завезено 42 «угольные мины», а в 5 паровозах взорвались минометные снаряды, заложенные в жаровые трубы. Немцы не могли считать это случайностью. Борьба отчаянных патриотов с хорошо организованным военным оккупационным аппаратом германской армии была неравной. В 1942 году большинство подпольщиков было казнено…

Трофей машиниста

Машинист Борис Болотин вёл состав с горючим из Вязьмы к осаждённому Смоленску. Рейсы к передовой он считал большим доверием. Гордился, что в совершенстве овладел искусством манёвра, мог обмануть воздушного пирата. Ушёл от бомб и на этот раз. Во время обратного рейса на станции Присельская сообщили: близ Ярцева выброшен десант. Болотин решил прорваться. Мимо десанта гитлеровцев он проскочил на полном ходу. Но вскоре увидел, что впереди путь загромождён разбитыми вагонами. Ловушка. Тогда машинист подорвал паровоз и стал пробираться к Вязьме. У переправы через Днепр слышались крики и выстрелы. Болотин обошёл переправу стороной, но неожиданно столкнулся с немецким офицером. Бежать бессмысленно. Офицер стал спрашивать его по карте о расположении советских войск. Вдруг раздалась автоматная очередь, офицер упал, а Болотин с картой в руках нырнул в кусты. Его трофей оказался очень важным для командования нашей части, в расположение которой вышел машинист. Болотин вернулся в Вязьму, снова водил поезда. О подвигах Болотина и его товарища машиниста Михаила Кручинина, которому вместе с красноармейцами довелось с оружием в руках отстаивать состав с боеприпасами, рассказывалось тогда в «Боевых листках». Мужество и отвага железнодорожников отмечены высокой наградой Родины – они были удостоены ордена Ленина.

Цистерны из огня

Над Вяземским железнодорожным узлом фашистские самолеты появились 26 июня 1941 года. С того дня город стал прифронтовым. Вяземские железнодорожники под непрерывными бомбежками водили поезда к Западному фронту, обеспечивая своевременную доставку войск и военных грузов.

Знаком «Почётному железнодорожнику» наградили тогда помощника машиниста Марию Журавлёву. Во время ночного налёта на Вяземский узел она маневровым паровозом вывела из огня цистерны с горючим. Действуя самоотверженно, работники станции и паровозного депо спасли ещё несколько составов, подготовленных для отправки на фронт.

Стальные магистрали и партизанские тропы

Многие работники магистрали сражались в партизанских отрядах. На героической Смоленщине, между Вязьмой и Оршей, пролёг путь партизанской славы железнодорожников-заслоновцев. В свой поход ушел из Вязьмы легендарный партизанский командир, железнодорожник Константин Заслонов, героически погибший в неравном бою с гитлеровцами. Машинист сформировал боевые группы из железнодорожников, которые впоследствии проводили опустошительные рейды по немецким тылам.

Памятный сентябрь

25 сентября 1943 года войска Красной Армии освободили город, спустя два месяца через станцию Смоленск-Центральный снова пошли военные эшелоны на фронт.

25 сентября 2019 года, в День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков в сквере железнодорожного вокзала Смоленска открылся памятник воинам-железнодорожникам. В годы Великой Отечественной войны воины-железнодорожники 1-й, 6 и 26-й отдельных железнодорожных бригад, проявляя беспримерное мужество, самоотверженность и героизм, осуществляли заграждение и техническое прикрытие стальных магистралей на подступах к столице, а впоследствии максимально быстро восстановили на территории Смоленской области железнодорожные узлы: Смоленск Сортировочный, Смоленск Центральный, Красный Бор, Колодня и Гнездово.

Версия для печати
screenRenderTime=1