Восточный вокзал
105122  г. Москва, Щелковское шоссе д. 1 стр. 4

ВосточныйЖелезнодорожный вокзал для поездов дальнего следования Восточный был открыт 29 мая 2021 мэром Москвы Сергеем Собяниным и генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым. Впервые за 100 лет открылся полноценный новый вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги, станции метрополитена и МЦК, создавая крупный пересадочный узел, давая возможность тем пассажирам, которые прибывают в Москву, быстрее добираться до места назначения. Новый вокзал принял 24 пары поездов дальнего следования, ранее прибывавших на Курский вокзал, в т. ч. поезда «Ласточка» и «Стриж», обслуживающие маршруты Москва – Нижний Новгород и Москва – Иваново. Также на Восточный вокзал теперь прибывает несколько транзитных поездов, следующих из Санкт-Петербурга, Мурманска и других городов.

Строительство вокзального комплекса проведено в рекордные сроки – чуть больше года. Терминал интегрирован со станцией МЦК Локомотив теплым переходом с выходом к станции метро «Черкизовская» и к РЖД-Арене. Со стороны ул. Амурская благоустроена территория и организована остановка общественного городского транспорта.

Пассажиры могут провести время в бистро или в залах ожидания, здесь есть детская игровая комната и комната матери и ребенка. В залах и на платформах установлены вендинговые аппараты, пассажиры могут воспользоваться автоматическими камерами хранения, а в кассах применяется электронная очередь. На вокзале расположен медицинский пункт, где пассажирам могут оказать первичную медицинскую помощь.

Особое внимание в проекте уделено созданию безбарьерной среды: три лифта и четыре эскалатора, пандусы и специальные заниженные кассы, индукционное оборудование для слабослышащих, тактильные указатели и мнемосхемы.

Каждый день на вокзальный комплекс Восточный прибывают и отправляютя 56 поездов дальнего следования, из них 20 – скоростных «Стрижей» и «Ласточек» в Нижний Новгород и Иваново, а остальные – транзитные поезда из южных и восточных регионов на Северо-Запад. Восточный стал третьим вокзалом Москвы по количеству поездов дальнего следования (после Казанского и Ленинградского), он рассчитан на ежесуточный пассажиропоток свыше 24 тысяч человек.


Рижский вокзал
129272, г. Москва, пл. Рижского вокзала, д. 1

Крестовская застава Москвы (ныне площадь Рижского вокзала) начало старинного исторического пути в Троице-Сергееву Лавру. Крестовская застава носила в разные времена и разные названия- Сергеева, Троицкая, Переяславская, Ростовская, Ярославская и Архангельская. Дольше сохранилось название Крестовская. Именно здесь, на рубеже двух веков, и появился Виндавский (ныне Рижский) вокзал, получивший свое необычное, нерусское название от давшей ему жизни магистрали Москва – Виндава (Вентспилс). Как и другие московские вокзалы, Виндавский не сразу обрел свое нынешнее место. Для окончательного выбора места под постройку вокзала уже строящейся линии в Москву приехала от Общества комиссия во главе с известными русским инженером А.П. Бородиным.

Рижский вокзалПассажирский вокзал решено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, прилегающем одной стороне к первой Мещанской улице. Строительство началось согласно Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 года. Вокзал строился по проекту маститого петербургского архитектора С.А. Бржозовского. Каменное здание, длиной в 58 сажней, шириной в 15, выделяется красивым наружным фасадом в старинном стиле. Состоит оно как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Украшают здания многие элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVI века,- разнообразные формы окна, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом, удобным входом. Здание чем-то напоминало кремлевский теремной дворец, считалось самым удобным для пассажиров. Здесь имелась своя электростанция, которая освещала помещения и платформы.

Праздник открытия Виндавского вокзала в Москве состоялся 11 сентября в 2 часа дня во временном зале, внутренняя отделка которого так и не закончена, по случаю открытия движения поездов от Москвы местным духовенством перед иконами было совершено молебствие с водосвятием и возглашением установленного многолетия.

В феврале 1995 года после окончания всех работ обновленный и заметно посвежевший Рижский вокзал широко открыл двери пассажирам. Параллельно с реконструкцией вокзала благоустраивалась и примыкающая к нему территория. Построены: подземный переход, связывающий вокзал и станцию метро; эстакада, развязывающая автомобильные потоки.

Для удобства пассажиров открыто необходимое количество касс, производящих суточную и предварительную продажу билетов на все направления. Работает багажное отделение, камеры хранения ручной клади, справочное бюро, комфортабельные комнаты отдыха гостиничного типа, кафе, медпункт. Ко дню 100-летнего юбилея вокзала над центральным входом восстановлены башенные часы, которые 11 сентября 2001 года 14 часов 00 минут колокольным перезвоном возвестили о вступлении вокзала во второй век своего исторического существования.

В конце 2011года было начато техническое перевооружение Рижского вокзала. В здании вокзала распахнула свои двери для пассажиров АРТ- Галерея, вокзал стал более адаптирован для людей с ограниченными возможностями, в здании вокзала открылся мини-отель «Хостел на Рижской», был произведен капитальный ремонт санитарных комнат. В период реконструкции благоустраивалась и примыкающая к нему территория: асфальтовое покрытие было сменено на брусчатку.


Курский вокзал
105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 29

Вокзал построен по проекту архитектора Н.И. Орлова в 1896 году. Новая часть здания вокзала была построена и введена в эксплуатацию в 1972 году.Курский

В 2008 году проведена реновация вокзального комплекса. Вокзальный комплекс включает в себя пассажирское здание оригинально – архитектурного решения, десять пассажирских платформ, пешеходные тоннели, залы ожидания, камеры хранения, комнаты матери и ребенка (далее КМиР), благоустроенную привокзальную территорию, справочно-информационное оборудование, подсобно-технического помещения (щитовые, инвентарные склады и т. д.). Курский вокзал является пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. С этой станции идут скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных направлениях: Курском и Горьковском. С 21 ноября 2019 года транзитом через Курский вокзал запущены электропоезда МЦД-2 сообщением «Нахабино-Подольск-Нахабино». Общая площадь вокзала–29 811,9 м².


 

 

Киевский вокзал
121059, г. Москва, пл. Киевского вокзала, д. 1

Киевский вокзальный комплекс расположен в пределах станции Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги. Территориально вокзал находится в районе Дорогомилово города Москвы, по адресу г. Москва, пл. Киевского вокзала, д. 1 .

Киевский вокзалГлавный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Перекрытие над железнодорожными перронами (дебаркадер) создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Закладка нового вокзала состоялась 28 мая 1914 года. В 1940-45 гг. с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро «Киевская» (архитектор Д.Н. Чечулин).Пассажирское здание, платформы и приемоотправочные пути расположены на одном уровне.

Единовременная расчетная вместимость вокзала – 13 700 чел.


Белорусский вокзал
125047, г. Москва, пл. Тверская застава, д. 7

В конце апреля 1869 года было начато строительство вокзала у Тверской Заставы. Однопутная Московско–Смоленская железная дорога строилась быстро, одновременно из Смоленска и Москвы. В 1870 году 19 сентября состоялось торжественное открытие новой дороги и вокзала.

Белорусский вокзалСтроительство вокзала велось в два этапа. Первую очередь – правое крыло вокзала открыли 25 мая 1910 года. Открытие нового вокзала состоялось 26 февраля 1912 года. Здание Белорусского вокзала построено по проекту инженера-архитектора Струкова И.И. Впоследствии ни один вокзал Москвы не менял столько названий, как этот. Вначале он назывался Смоленским, затем с ноября 1871 г. - Брестским, с мая 1912 г. - Александровский. С августа 1922 г., когда Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско–Белорусско-Балтийскую, вокзал получил название Белорусско-Балтийского. В мае 1936 г. очередная административная реорганизация железных дорог принесла ему имя Белорусского, которое носит и по сей день.

В начале ХХ века соорудили мост через железнодорожные пути. В 30-е годы вокзал был расширен. В правом крыле вокзала в 1938 году начала действовать станция метро «Белорусская - радиальная». Архитекторы Андриканис Н.Н. и Быкова Н.А. В 1976 году построено новое здание вокзала (в дополнение к сущест­вующему).

У Белорусского вокзала сравнительно короткая, но славная биография, связанная со многими памятными событиями в жизни страны и в годы лихолетья, и в мирные дни. Умелая и бережная реконструкция вокзала содействовала восстановлению главного фасада, его изящных лепных украшений, сохранению первоначального белого с салатовым орнамента, значительному расширению площадей.

Площадь Белорусского вокзала возникла у Тверской Заставы Камер - Коллежского вала в связи с сооружением в 1814 году Триумфальной арки (ныне Триумфальная арка на Кутузовском проспекте). От площади Белорусского вокзала (Тверской Заставы) начинаются улицы Тверская, Грузинский вал и Бутырский вал, Ленинградский проспект.

Вокзал является внеклассным и включает в себя два здания – здание Белорусского вокзала и здание Багажного отделения, которые были построены в 1870 и 1976 году соответственно.

Расчетная вместимость Белорусского железнодорожного вокзального комплекса составляет 15 500 человек.

С Белорусского железнодорожного вокзала осуществляются перевозки пассажиров в города России и Белоруссии: Смоленск, Калининград, Рыбинск, Иркутск, Новосибирск, Минск, Брест, Полоцк, Гродно, Могилев, Гомель, Архангельск, а также в летний период – Воркута, Белгород.

В международном сообщении поезда отправляются, в такие страны как: Литва, Польша, Австрия, Италия, Франция, Германия, Чехия.

Вокзал является отправным пунктом пригородного сообщения Белорусского, Савеловского и Курского направления.


Савеловский вокзал
127015, г. Москва, пл. Савеловского вокзала, д. 2

Савеловский вокзалСавеловский вокзал построен позже всех столичных станций, в 1902 году, и выглядел с постройки попроще. Инициатором строительства Савеловской линии был председатель Правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Савва Иванович Мамонтов, известный в Российской империи меценат и промышленник. Получение разрешения на прокладку путей далось Мамонтову нелегко, так как на реализацию этого проекта претендовала еще одна крупная российская компания. В 1987 году, получив высочайшее разрешение Николая II, железная дорога , названная к тому времени Московско-Ярославской –Архангельской приступает к изысканиям на территории будущего пути. Для ускорения работы, железную дорогу на Савеловском направлении начали вести одновременно от конечных пунктов Москвы и Савелова.

Вокзал получил название по имени заставы, рядом с которой был возведен, Бутырский. Тогда же и открылось регулярное движение поездов, хотя временное было пущено уже в 1900 году. В 1912 году вокзал переименовывается в Савеловский.

Савеловский вокзал является пригородным вокзалом 1 класса,по вместимости отнесен к большому (расчетная вместимость вокзального комплекса составляет 6 972 человек), обслуживающий только пригородные электропоезда Савеловского и Белорусского направления

Вокзальный комплекс расположен в Северо-Восточном административном округе г. Москвы, сопряжен с городской транспортной инфраструктурой – наземным транспортом и Московским метрополитеном (стация «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии).


Ярославский вокзал
107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 5

Здание Ярославского вокзала в г. Москве было первоначально построено в середине ХIХ-го века (1861-1865 гг.) по проекту архитектора А. Н. Кузьмина. Расположен вокзал на Каланчевской площади (ныне Комсомольской). Существующее название площадь получила в 1932 году в честь Ленинского Коммунистического Союза молодежи. В середине ХIХ-го столетия на Каланчевской площади устроена таможня, в южной ее части находились «лесные ряды».

Ярославский вокзалПозднее, в 1862 году между вокзалом Московско-Петербургской железной дороги и Красным прудом был построен небольшой вокзал Ярославской (Северной) железной дороги. Поезда ходили с этого вокзала лишь до Загорска (до 1870 года).

В начале ХIХ-го века Московско-Ярославская железная дорога была удлинена до Архангельска, а также к ней присоединили Шуйско -–Ивановско –Ярославско – Костромскую, Ярославско – Рыбинскую и Александро – Ивановскую линии. Вследствие этого, здание Ярославского вокзала было реконструированно по проекту Ф. О. Шехтеля (1902-1904 гг.).

Ф. О. Шехтель является выдающимся, крупнейшим русским архитектором, а именно архитектором в стиле модерн. Здание Ярославского вокзала может служить ярким примером этого направления зодчества.

Здание Ярославского вокзала органично вписывается в ансамбль площади, сливается с городом в единое целое. Северные ворота города неотъемлемая его часть. По стилю его можно отнести к неорусскому направлению модерна.

Фасад вокзала Московско- Ярославско – Архангельской железной дороги в Москве построен по высочайше одобренному проекту академика – архитектора Ф. О. Шехтеля. Эта дорога, связывая Москву с севером России и заключая в себе, кроме магистрали Москва – Ярославль – Архангельск, еще линии Шуйско – Ивановскую, Ярославско – Костромскую, Ярославско – Рыбинскую и Александро – Ивановскую, сама как бы предрешила вопрос о стиле фасада, и поэтому для него северно-русский характер, в обновленной обработке, был признан более всего уместным. Большая часть фасада облицована серым кирпичом. Под главным шатром и над входом находится рельефное изображение Георгия Победоносца, Св. Михаила Архангела и медведя с секирою – гербов Москвы, Архангельска и Ярославля. Все остальные украшения исполнены из цветной майолики по рисункам академика Ф.О. Шехтеля в Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова.

По мнению автора книги «Федор Шехтель» Ярославский вокзал – «… это повторение в камне деревянных павильонов в Глазго». Действительно, сходство огромное. Но в то же время о павильонах Глазго можно сказать, что они гораздо более камерны, чем величественное здание Ярославского вокзала. Вокзал – это своеобразные ворота города, в данном случае – связывающая точка центра России с далеким недоступным до последнего времени Севером. Эти специфические черты и нашли отражение в облике сооружений.

Центральная часть здания вокзала представляет собой гигантскую башню, увенчанную массивным шатром, напоминающим одновременно, деревянные дозорные вехи русского Севера, юрту кочевника – оленевода и кокошник праздничного одеяния девушек северных губерний. Под шатром помещены светлые, висячие башенки – колонки с вертикально вытянутыми, с полукруглым, завершением окошками. Мощная арка входа еще более подчеркивает грандиозность здания, в какой-то мере сообщая ему и некоторую приземистость. Две боковые башни вокзала сродни древней русской архитектуре.

Архитектура Ярославского вокзала в высшей степени силуэтна. Плавность, округлость мягких линий центральной части как бы всплескивается в резких очертаниях угловых башен; тело здания «живет», оно подвижно и тем самым создает впечатление архитектурного организма, неотделимого от окружающей его среды. Основные формы плавны, обобщены. Характерное для построек модерна «перетекание» одной формы в другую выражено здесь достаточно ярко. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторен в широкой ленте майоликового фриза, подчеркивающего неразделенность фасада. На противоположной стороне расположена башня, объем которой в равной степени принадлежит лицевому и боковому фасадам.

В отделке вокзала использованы разнообразные материалы: кирпич, штукатурка, металл, изразцы, камень, майолика.

Ярославский вокзал столицы является одним из самых крупных в России. Осуществляет самые дальние маршруты пассажирских перевозок: Москва – Владивосток, - Хабаровск, - Красноярск, - Абакан, - Воркута, - Архангельск, - и связывает столицу России с районами Севера и Дальнего Востока.


Казанский вокзал
107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 2

Строительство Казанского вокзала началось в 70-е годы XIX века. Первоначально было построено 4 железнодорожных пути, здание вокзала, построенное в 1864г. по проекту главного архитектора Общества Московско-Рязанской дороги М.Ю. Левестама, имело продолговатую форму, обращенное главным фасадом на Каланчевскую – ныне Комсомольскую площадь. В настоящее время сохранилось здание бывшего веерного депо.

Казанский вокзалВ 1910 году старое здание вокзала было частично реконструировано. Тогда же выяснилась необходимость полностью перестроить вокзал по новому проекту. После архитектурного конкурса разработка окончательного проекта вокзала была поручена в 1911 году А.В.Щусеву. Официальная закладка вокзала состоялась летом 1914г., хотя работы шли уже полным ходом. Считается, что в 1926г. был завершен первый этап строительства и отделки вокзала, а в 1940г.- второй.

Замыкая с трех сторон железнодорожные пути Московской железной дороги, здание вокзала выходит фасадами на Новорязанскую улицу, Рязанский проезд и Комсомольскую площадь. Щусев трактует это здание как ворота на восток, поэтому главный вход вокзала оформлен 87 метровой башней «Сююмбеки», по подобию башни в городе Казань. Казань была в то время конечным пунктом этого направления железной дороги.

Интерьерам вокзала был придан русский национальный характер. Это выразилось в больших объемах залов, в могучих линиях арок, в характерных формах оконных проемов. К оформлению вокзала Щусев привлек наиболее выдающихся живописцев и мастеров, таких как А.М.Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, К. Рерих, Е.Е.Лансере и др.

Живописные работы академика Лансере были окончены в 1942-44гг. Тема героического труда советских людей явилась подлинно монументальным произведением декоративной живописи. Работы по отделке вокзала были возобновлены в 1940 году, вокзал подвергся частичной реконструкции, был облицован мрамором главный фасад, выполнены панно в главных помещениях, где предусмотрено большое количество живописи, роскошных лепных деталей, ценные отделочные материалы, специальная художественная осветительная арматура в духе Петровской эпохи. Для здания вокзала применен материал, излюбленный зодчими: сочетание красного и белого камня, что придало особый художественный колорит. Новая мраморная облицовка была сделана из уральского камня «уфалей». В дальнейшем Щусев предполагал построить ещё некоторые части вокзала (крытые дебаркадеры, дальние башни) которые, как было указано, входили в состав первоначального проекта.

В 50-е годы для пригородных касс сооружен подземный зал №7 под поперечной платформой. В 1965 году построено 40 касс суточной продажи билетов за счет сокращения площади зала ожидания № 3. В 70-е годы сооружен пассажирский тоннель под путями и платформами с выходом на Комсомольскую площадь, багажный павильон. Московский Казанский вокзал является памятником русской архитектуры, находится под охраной Государства. Его монументальные фасады со стороны Комсомольской площади, Рязанского проезда и перрона, выполненные из красного кирпича, резного белого камня, облицованные мрамором и гранитом, позволяют отнести его к красивейшим зданиям столицы.

Однако, существующее здание вокзала не могло обслужить возросший поток пассажиров, оно нуждалось в капитальном ремонте, реставрации и частичной реконструкции помещений. Поэтому институтом «Мосгипротранс» был разработан проект по достройке Казанского вокзала и в 1985 году начались строительные работы. С целью сохранения комплекса вокзала, габариты нового здания соподчинены с размерами существующего вокзала. Фасады новой части вокзала выполнены с сохранением характера сложившейся архитектуры, на месте, предусмотренном проектом Щусева, по его эскизам 1940г. При достройке старого здания по чертежам А.В. Щусева возведена башня в виде ризалита, выступающего за створ существующего здания на 12 метров. Шпиль башни стал второй доминантой вокзала, наряду с главной башней «Сююмбеки». На Новорязанской улице появилось новое здание площадью 3700 м2, а над вокзальными путями построен мощный конкорс, в первом техническом этаже которого разместили инженерные коммуникации, на втором этаже конкорса оборудовали зал ожидания, площадью почти 5000 м2. Преобразилось и старое, так сказать «щусевское» здание вокзала. В ходе реконструкции и капитального ремонта полностью отреставрирован уникальный фасад.

Благодаря реконструкции и новому строительству мощность вокзала удвоилась. Сегодня он может принять и качественно обслужить одновременно 140 тыс. пассажиров дальнего и пригородного сообщения. Казанский вокзал стал одним из крупнейших в Европе.

С Казанского вокзала осуществляются перевозки пассажиров в города России: Адлер, Анапа, Владикавказ, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Кисловодск, Красноярск, Петропавловск, Махачкала, Назрань, Нальчик, Нерюнгри, Нижневартовск, Новокузнецк, Новороссийск, Оренбург, Орск, Пенза, Самара, Саранск, Тольятти, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Магнитогорск, Челябинск. В международном сообщении - Астана, Бишкек, Душанбе, Ташкент, Худжанд.

Вокзал является отправным пунктом пригородного сообщения на направления Голутвин, Рязань, Черусти.


Ленинградский вокзал
107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 3

Ленинградский вокзал является старейшим железнодорожным вокзалом Москвы.В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено выдающемуся архитектору Константину Андреевичу Тону, спроектировавшему Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.

В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. А в Москве место для Петербургского вокзала нашлось не сразу. Сначала рассматривалось два варианта - у Тверской заставы и на Трубной площади. Однако оба были отвергнуты из-за боязни пожаров от огня и искр, вырывавшихся из топки паровозов и производимого ими шума. Тогда было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля.Ленинградский

Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий двухэтажный фасад, «равномерно члененный расположенными в простенках между окнами приставными колонками со знакомыми по Кремлевскому дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными - во втором». В центральной части здания - двухъярусная башенка с часами и флагштоком.

Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Длина его составляла 25 саженей, ширина - 12 саженей. На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватер-клозетах. Особенно шикарной была отделка императорских покоев: генерал Крафт, отвечавший за строительство здания, распорядился поставить массивные дубовые двери, граф Клейнмихель - шкафы с зеркальными стеклами.

Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер длиной в 50, шириной 12,5 саженей, два пути и каменные пассажирские платформы. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.А. Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.

Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа дорогу опробовал сам государь император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.

В 1855 году после восшествия на престол императора Александра II Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.

В феврале 1923 года приказом народного комиссара Ф.Э. Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, и Николаевский вокзал стал Октябрьским. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя вокзал сохраняет до сих пор, хотя поезда с него отправляются в Санкт-Петербург.

В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появилось справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948-1950 годах были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры.

Во второй половине 70-х годов ХХ века Ленинградский вокзал был реконструирован. В прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Было достроено левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы. На месте дебаркадера был построен просторный главный зал. Для удобства пассажиров вокзал был соединен подземными переходами со станциями метро.


Павелецкий вокзал
115054, г. Москва, Павелецкая пл., д. 1а

История вокзала начинается с окончания строительства Рязанско -Уральской железной дороги. Появлением своим он обязан построенной в конце XIX века Обществом Рязанско - Уральской железной дороги - небольшой, но важной линии Павелец - Москва.

Павелецкий вокзал был построен и открыт для движения поездов и приема пассажиров 1 сентября 1900 года. Строительство вокзала вело акционерное общество «ФОН-МЭККЕ» (архитектор А. Красовский).В 2000 году Павелецкий вокзал отметил свой столетний юбилей.Павелецкий вокзал

Привычный по названию Павелецкий вокзал после постройки стал именоваться Саратовским. В немалой степени это связано с тем, что Саратов выступал крупнейшим узлом сети дорог Общества Рязанско - Уральской дороги. И только после Великой Отечественной войны официально утвердилось и быстро привилось нынешнее название.

Старый Павелецкий вокзал органично вписывался в облик площади, на которой стоял. Поэтому, когда в 80-е годы пришла пора реконструкции, требования к проекту нового вокзала были весьма высоки. Надо было заложить максимальные удобства для пассажиров и решить непростую задачу, как увеличить здание в несколько раз, сохранив его архитектурный облик и стиль.

В последующие годы в связи с ростом объемов перевозок Московская железная дорога приняла решение о реконструкции Павелецкого вокзала. Авторским коллективом института «Мосгипротранс» был разработан проект (главный архитектор объекта Кузнецова С.Д.). В 1987 г. реконструированный и значительно расширенный Павелецкий вокзал принял первых пассажиров.

Комнаты отдыха представлены анфиладами помещений в двух этажах со всем необходимым набором служб по приему и устройству пассажиров. В 1995 году комнаты матери и ребенка на Павелецком вокзале после проведенного косметического ремонта получили статус комнат длительного отдыха. Затем 2008 году комнаты отдыха были расширены и открыта дополнительная VIP зона. Зал ожидания рассчитан на единовременное пребывание двух тысяч пассажиров, воинский зал на 88 мест. Здание вокзала рассчитано на единовременное обслуживание 10 000 пассажиров.

Здание вокзала сформировано в виде протяженного невысокого объема с акцентированной центральной входной частью, решенной более крупным объемом, ритмом из 3-х арок входной лоджии и центральным куполом.

Главный фасад сооружения пронизывают четыре сквозных прохода к платформам, через которые пространство привокзальной площади вливается в интерьеры здания и соединяет город и площадь с железнодорожными путями.

По замыслу архитекторов в новом вокзальном комплексе сочетаются три исторических отрезка времени. Период конца XIX - начала XX века взят за основу в облике всего сооружения. Суровые военные годы читаются в контурах наземного вестибюля станции метро «ПАВЕЛЕЦКАЯ - радиальная», полностью встроенного в новый вокзал.

И, наконец, время сегодняшнее объединяет в единое целое эти фрагменты архитектуры разных лет на базе современных металлических конструкций, этажей, подвешенных над метро, современных отделочных материалов. Стены пассажирских помещений облицованы уральским мрамором «коэлга», лестницы, подпорные стены, цоколь, полы - гранитом «возрождение».

В настоящее время (с 2000 года) на Павелецком вокзале проведена очередная реконструкция, в результате значительно изменился облик вокзала и внутреннее содержание:

Открыты бизнес- зал и эконом зал. Открыто скоростное движение комфортабельных аэроэкспресс поездов «Москва-аэропорт-Домодедово»

В 2001 году Московской железной дорогой и фирмой ИСТ ЛАЙН Хэндлинг - ге­неральным агентом международного аэропорта Домодедово по наземному обслужива­нию авиакомпаний принято решение по созданию городского терминала аэропортового комплекса «ДОМОДЕДОВО» на цокольном этаже Павелецкого вокзала и организации скорост­ного движения комфортабельных электропоездов нового поколения по маршруту «МОСКВА - АЭРОПОРТ».

Автоматизированная система регистрации пассажиров на авиарейс и обработ­ки багажа аэровокзального комплекса «ДОМОДЕДОВО».

3 августа 2002 года вошла в строй первая в России скоростная транспортная система «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - АЭРОПОРТ». Цель проекта - обеспечение пассажи­рам комфортабельного, надежного, безопасного и удобного транспортного сообщения между большим городом и крупным аэропортом._ 3 августа 2002 г стартовал с Павелецкого вокзала современный по своей фор­ме и технической начинке, быстрый, комфортабельный, экономичный Московский электропоезд «ЭМ2И-001»

В салонах люминесцентные светильники, мягкие удобные кресла, новая систе­ма отопления с автоматическим регулированием температуры воздуха, устройства по­жаротушения и пожароизвещения, установлены кондиционеры, крытые видеокамеры. С их помощью локомотивная бригада постоянно в курсе того, что происходит в вагонах, на платформах. В настоящее время используются еще более комфортабельные новые электропоезда ЭД – 4

В рамках проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, с созданием условий для отдельной деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности в 2008 году была создана Дирекция железнодорожных вокзалов, в состав которой вошли все вокзалы, в том числе и Павелецкий.

Единовременная расчетная вместимость вокзала - 10000 пассажиров. С Павелецкого вокзала осуществляются перевозки пассажиров в города России: Волгоград, Астрахань, Тамбов, Саратов, Воронеж. В международном и межгосударственном сообщении – Алма-Ата.

Вокзал является отправным пунктом пригородного сообщения на направления Ожерелье, Узуново, Аэропорт Домодедово.