Московское центральное кольцо

 История знаменитой кольцевой железной дороги в Москве непроста и вместе с тем замечательна. Она строилась с 1903 по 1908 год и создала новые границы Москвы. С момента своего открытия Малое кольцо играло важную роль в пассажиро- и грузопотоке Москвы. Целью его создания было объединить все радиальные направления Московского железнодорожного узла, создать инфраструктуру для развития промышленных окраин города. Однако со временем основную часть перевозок составила транспортировка грузов.

Последние 70 лет кольцо использовалось исключительно для грузовых перевозок, обеспечивая потребности московских предприятий, снабжая город всем необходимым: продовольствием, топливом, строительными материалами, сырьём, готовой продукцией. Все эти годы возвращению пассажирского движения мешало интенсивное грузовое движение, а также отсутствие электрификации на этой линии и возможности использования электроподвижного состава. В наше время границы города вышли далеко за пределы Малого кольца. С переносом промышленных зон за пределы столицы транспортировка грузов отошла на второй план, в то время как необходимость развития пассажирских перевозок резко возросла. Полноценная идея реорганизации движения на кольце появилась еще в 90-е годы, но так и не была реализована из-за дефицита инвестиционных ресурсов. К началу ХХI века на Малом кольце было расположено 12 действующих станций, 110 искусственных сооружений, из них 74 путепровода и 6 мостов. Протяженность кольца 54 км, развёрнутая длина всех путей на кольце 178,2 км. Межстанционные перегоны двухпутные, движение поездов организовано по двусторонней автоблокировке. Все станции Малого кольца имели одностороннее расположение приёмоотправочных путей на внешнюю сторону относительно главных путей без жёсткой специализации по направлениям движения. Полезная длина приёмоотправочных путей станций Малого кольца 850 метров. Подъездные пути, грузовые районы станций, маневровые вытяжки изолированы от маршрутов пропуска грузовых поездов. Всего к станциям Малого кольца примыкал 131 подъездной путь, на которых обслуживались 159 предприятий. Размеры движения по кольцу составляли 30-35 пар поездов в сутки. Передача поездов между кольцом и радиальными направлениями – более 70 пар поездов в сутки. В год на Малом кольце выгружалось около 90 000 вагонов при среднесуточной грузовой работе  325 вагонов.

Накануне празднования 100-летия с начала открытия движения на Малом окружном кольце в депо Лихоборы установлена скульптурная композиция, посвященная этой юбилейной дате.

zip Набор открыток 100 лет начала строительства Московской окружной железной дороги (~14,38 МБ)

Памятная стела создана группой авторов под руководством Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Салавата Щербакова. Он  член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник России, скульптор. Памятник в Лихоборах – это уже не первый опыт сотрудничества Салавата Щербакова с железнодорожниками. Им спроектирован памятник первому министру путей сообщения Павлу Петровичу Мельникову на Комсомольской площади в Москве, памятник первому строителю железной дороги в России Фон Герстнеру, что установлен на Витебском вокзале Санкт-Петербурга. По его проектам изготовлены памятные знаки на БАМе.

Из нескольких предложенных скульпторами идей была выбрана одна, символичная как для Москвы, так и для железнодорожников. На стилизованном постаменте, напоминающем рельсы и шпалы, символ Москвы – Кремль, который опоясывает железная дорога с идущим по ней поездом.

За скульптурной композицией установлено чугунное ограждение из 14 секций, в каждой из которых стилизованное колесо железнодорожного поезда с рельефным изображением вокзальных комплексов всех 14-ти основных станций Московской окружной дороги. При их создании за основу были взяты фотографии начала прошлого века, но они узнаваемы москвичами: многие вокзалы и станции сейчас отреставрированы, им возвращен их первоначальный архитектурный облик.

Скульптурная композиция состоит из трех архитектурных форм. Справа от основной стелы установлена бронзовая модель паровоза, слева  модель тепловоза: именно этот подвижной состав в течение ста лет использовался на Малом кольце.

Площадку у депо Лихоборы, где установлена композиция, замостили светлой гранитной брусчаткой, разбили цветники, засеяли газон, позже здесь установят скамейки, и, возможно, этот сквер станет одним из примечательных мест столицы.

screenRenderTime=2