Московская детская железная дорога

Уважаемые посетители! Сезон летнего пассажирского движения на МДЖД закрыт.

 Московская детская железная дорога - единственная в столичном регионе детская магистраль. МДЖД пользуется популярностью среди местных жителей и гостей: по ней совершают туристические поездки или используют ее как способ передвижения по поселку Кратово.

История

Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.

Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).

Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.

ДЖД во время войны

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв "Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт" и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.  

В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.

В 1979 году на станции "Пионерская" построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

Инфраструктура и подвижной состав

На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.

В 2005 году произведена полная реконструкция Московской детской железной дороги: заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка.
На магистрали есть все виды связи, четыре охраняемых переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых, локомотивное депо.
Сейчас на дороге имеются четыре тепловоза: ТУ2-078, ТУ2-241, ТУ10-032 и ТУ2-129. По МДЖД в летний период курсирует фирменный поезд "Малая Московская железная дорога", состоящий из шести вагонов и тепловоза.

 

Профориентация

Московская детская железная дорога - это учебное предприятие.

В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба "Юный железнодорожник" г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.

Учебный процесс осуществляют четыре инструктора, старший инструктор и машинист-инструктор во главе с начальником ДЖД.

Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Инструкторы детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.

Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.

В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, сцепщики, стрелочники, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.

На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки "Юный железнодорожник" работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.

Подробнее

Адрес

140130, Россия, Московская область,

Кратово, ул. Центральная, 5

Телефон для справок

phone +7 (496) 463-62-89

Электронная почта

mail mdzd1937@yandex.ru

screenRenderTime=1