Региональные исторические комплексы

 

Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Cкуратово

Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Скуратово Московской железной дороги открыт 4 октября 2003 г. в здании станции после завершения реконструкции вокзального комплекса Скуратово (свободно открыт для посещений в часы работы вокзального комплекса).

Основные экспонаты экспозиции - железнодорожные раритеты: в экспозиции представлены образцы рельс ушедших времен, ручной стрелочный перевод и старинный семафор, подробнейшее расписания поездов 1883 и 1906 годов, образцы железнодорожной формы разных лет, жезлы, кокарды и "лычки", медали и ордена железнодорожников прошлого века, а также буферные, хвостовые, ручные железнодорожные фонари, инвентарь дореволюционных путейцев и вагонников. Здесь можно увидеть старинную мебель и чудом сохранившиеся предметы быта - телефонный аппарат, с которого Гиляровский в 1882 году диктовал сообщения в Москву о пострадавших в кукуевской катастрофе. Отдельные стенды экспозиции посвящены Льву Толстому, Ивану Тургеневу и Алексею Скуратову - известному русскому мореплавателю, чье имя и носит поселок.

Железнодорожная станция Скуратово считается одной из старейших в России. Ее открыли в 1868 году. А два года спустя здесь построили трехэтажный каменный вокзал, сохранившийся в первозданном виде до наших дней. Историки утверждают, что в конце XIX века таких зданий было всего три - в Серпухове, Курске и на тульской земле.

Станция получила свое название в честь участника легендарной Великой Северной экспедиции Алексея Ивановича Скуратова, имевшего поблизости собственное имение.

Со станцией Скуратово так или иначе связано немало известных имен. В ее окрестностях находились имения Тургеневых и Толстых, Бежин луг. Именно здесь произошла первая встреча двух великих русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого.

В годы Великой Отечественной войны скуратовский узел также являлся стратегическим. Именно сюда прибывали эшелоны с танками, артиллерийскими орудиями, участвовавшими в героической обороне Тулы, а потом и на Курской дуге. Здесь же базировался первый советский бронепоезд, вооруженный самыми современными в то время реактивными системами. Немецкая разведка считала, что состав собран в Америке. На самом же деле все в бронепоезде до последнего винтика было отечественным.

screenRenderTime=2