Дорога сегодня

Московская железная дорога сердце железнодорожной сети страны, важнейшая транспортная артерия России, которая уже более 150 лет служит на благо Отечества. Новый отсчет времени начался с 1959 г., когда несколько дорог были объединены в одну крупную магистраль, которая стала носить название Московская.

МЖД – крупнейшее транспортное предприятие страны, ориентированное на самый высокий уровень обслуживания владельцев грузов и населения. Дорога славится многими делами и традициями, коллектив столичной магистрали пользуется высокой репутацией коллектива-новатора, инициатора многих передовых начинаний на транспорте и в стране.

Из истории МЖД

 

Указ об учреждении Главного общес­тва российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4 тыс. верст был издан 26 января 1857 г.

Во второй половине 19 века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог. Первой из них была Московско-Нижегородская же­лезная дорога, которая связывала с Москвой и Санкт-Петербургом крупнейший эконо­мический центр Нижний Новгород, где ежегодно проводилась Нижегородская ярмарка, и главную водную магистраль страны Волгу.

Сооружение Московско-Нижегородс­кой железной дороги началось весной 1858 г. на участке Москва – Владимир. Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 г. Первый поезд из Нижнего в Москву торжественно отправили 1 августа 1862 г.

Московско-Рязанская железная дорога. 1 сентября 1893 г. была пущена Озерская ветка и открылось движение по первому – участку от Рязани до Сасово.

Московско-Ярославская желез­ная дорога. Первоначально линия от Москвы до Сергиева Посада протяжени­ем 66 верст.

Московско-Курская железная дорога. Сооружение дороги до Орла нача­лось летом 1864 г. и от Курска – в мае 1866 г. 17 сентября 1868 г. открылось движение по всей дороге от Москвы до Курска.

Московско-Брестская железная дорога. Московско-Смоленская дорога дли­ной была построена в 1869-1870 годах и открыта для движения 20 сентября 1870 г. В 1870-1871 г. Была построена линия Смоленск – Брест протя­жением и 16 ноября 1871 г. открыто по ней движение поездов. Обе линии слились в одну, и дорога получила наименование Московско-Брест­ской железной дороги.

 

Линия Москва – Брянск Москов­ско-Киево-Воронежской желез­ной дороги. Эта линия должна была связать центр страны с юго-западными ее районами. Она имела важное экономи­ческое и большое стратегическое значе­ние. Линия Москва – Брянск была предъявле­на к сдаче в эксплуатацию в июне 1899 года.

Линия Павелец – Москва. 19 января 1900 г. по участку открылась постоянная эксплуатация. Последний участок от 224-й версты до станции Москва включительно, а также второй путь Бирюлево – Кашира закончили к осени 1900 г. и сдали в эксплуатацию участок Бирюлево – Москва.

Московско-Савеловская линия. С января 1901 г. началось регулярное движение на линии Бескудни­ково – Савелово, а с 1902 . по всей дороге.

Главный железнодорожный узел. В 70-х гг. XIX века Москва превратилась в главный железнодорож­ный узел России. К этому времени она имела прямую железнодорожную связь с портами Балтийского моря (Москва – Пе­тербург, Москва – Смоленск – Двинск – Рига), по трем дорогам с Волгой (Москва – Тверь, Москва – Ярославль, Москва – Нижний Нов­город), по одной с портами Азовского моря (Москва – Курск – Харьков – Таганрог – Ростов), по нескольким дорогам с чернозем­ными губерниями.

Московский железнодорожный узел стал ведущим в стране. Развитие железнодорожной сети в России активно продолжа­лось в конце XIX века, в том числе и в Центральном регионе. В это время началось строительство Московско-Виндавской линии и чуть позднее – Московской Окружной железной дороги.

Московско-Виндавская железнодорожная линия да­вала прямой путь из центра России к незамерзающему порту на Бал­тийском побережье Виндава (Вентспилс). Она прокладывалась через важнейшие пункты прежнего Нов­город-Киевского волокового пути: Волоколамск, Ржев, Великие Луки, Режицу. К строительству Московско-Виндавской дороги приступили весной 1898 года. Она вводилась в эксплуатацию по участкам: Москва – Ржев – Крейцбург и Тукум – Виндава.

 

Московская Окружная желез­ная дорога. С развитием железнодо­рожной сети вокруг Москвы все острее становилась проблема передачи грузов с одной примыкающей дороги на другие, удобной связи между товарными станци­ями узла. Раньше каждая из дорог заботилась об устройстве соединительных путей лишь с той, которая представлялась ей необходимой для собственных потреб­ностей. С учетом важности Окружной линии не только для Москвы, но и для сети дорог, и стремясь ускорить ее строительство, московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович решил взять это дело в свои руки и 31 декабря 1899 г. образовал "Особое Совещание" с широчайшими полномочиями.

Счет верст по главному кольцу Окружной начинался от точки пересечения ее с Николаевской дорогой по направлению движения часовой стрелки.

1919 г. вошел в историю страны и рождением такой специфической фор­мы труда как коммунистические суббот­ники. Инициаторами и организаторами их стали коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской до­роги. В субботу 12 апреля 13 коммунис­тов и 2 сочувствующих, безвозмездно работая с 8 часов вечера до 6 часов утра, отремонтировали 3 паровоза. Потом субботники стали многолюднее.

Постановлением Правительства в 1959 г. на основе объединения Московско-Курско-Донбасскай, Московс­ко-Окружной, Московско-Рязанской до­рог и Московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль. Одновременно с этим в состав Калининской железной дороги (без отошедшего к Московской отделения) были переданы остальные участки Западной и Московско-Киевской дорог. Однако Калининская дорога в таком виде просуществовала всего около двух лет.

21 августа 1959 г. подписан Приказ МПС СССР о переименовании Московско-Курско-Донбасской железной дороги в Московскую железную дорогу.

Укрупнение очень скоро пока­зало свои неоспоримые преимущества и постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1961 г. и Калининская дорога, за исключением Великолукского и Ржев­ского отделений, была включена в Мос­ковскую железную дорогу.

Московская объединенная, которую возглавил крупный организатор железно­дорожного транспорта Леонид Анатоль­евич Карпов, стала одной из крупнейших в стране стальных магистралей. В ее состав входило 15 отделений: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московс­ко-Смоленское, Московско-Рижское, Московско-Ярославское, Рязанское, Туль­ское, Орловское, Курское, Каширское, Новомосковское, Калужское, Брянское, Смоленское и Московско-Окружное.

На дороге был сформирован ком­плекс из 22 крупнейших сетевых сорти­ровочных станций, в том числе Орехово-Зуево, Бекасово-Сортировочное, Лоси­ноостровская, Перово, Люблино-Сорти­ровочное, Рыбное, Брянск-Льговский и др. Огромные производственные мощ­ности, сосредоточенные на дороге, позволили применить здесь наиболее эффективную систему управления пе­ревозками. Многие технические новшес­тва получили путевку в жизнь на столичной магистрали. С укрупнением она, по существу, пережила свое вто­рое рождение.

Московскую дорогу по праву называ­ют магистралью новаторов. Здесь роди­лись многие передовые методы, примене­ние которых на сети дорог страны помогало наращивать объемы перевозок, снижать их себестоимость, лучше исполь­зовать технику. Передовые методы труда коллектива Московской дороги были взяты на воору­жение на многих других магистралях.

doc Впервые на МЖД (~164,5 КБ)

doc Московская железная дорога - 55 лет движения вперед! (~74,11 КБ)

screenRenderTime=2