СМИ о МЖД

Уникальный смоленский полигон хранит историю российских железных дорог

В эти дни юбилей отмечает Московская железная дорога. В Рославльском районе на специальной базе запаса находятся ретро-поезда. Съемочной группе ГТРК "Смоленск" удалось снять эксклюзивный материал о том, как эти поезда хранятся, как их восстанавливают и узнать, в каких знаменитых картинах снимали эти огромные паровозы.

Территория строго охраняется – посторонним вход воспрещен. За колючей проволокой длинной цепью старинные паровозы – эта база запаса была организована после Великой Отечественной войны, в 1950-м. Ретро-машин здесь сейчас около четырех десятков, они приходят в Рославль со всех железных дорог России.

Александр Слингов, главный инженер эксплуатационного депо "Смоленск-Сортировочный":

"По той причине, что база на станции "Рославль" находится на максимальном приближении к Москве, куда паровозы передислоцируются для восстановления и работы в ретро-движении".

Только что прибыл старинный локомотив из Забайкалья. Кстати едут они по рельсам 1943 года выпуска.

Николай Николаевич работает здесь четверть века, вместе с помощникам следит за состоянием паровозов, проводит мелкий ремонт. А в ретро-сервисе кипит работа по восстановлению старинных гигантов. Проводится очистка всех узлов, замена смазки, промывка, покрытие консервирующим составом.

Роман Самохин, начальник участка ремонта "Ретро-сервис":

"Это покрытие кузбасс-лаком. Покрываются паровые машины, паровоз защищен от ржавчины. Это поддерживает эстетическое состояние паровоза".

Восстановленный паровоз отправляется на базу запаса, а через три года процесс так называемой консервации повторяется.

Старинный локомотив "Эр" работал на протяжении всего 20 века, пройдя и Первую мировую и гражданскую и финскую войны, был свидетелем и поражений, и побед. А другой уникальный экспонат – старинный локомотив, произведенный в 1940-х годах в Германии. Сейчас в мире только 15 таких ретро-поездов на ходу, это один из них.

Паровоз серии "Л" часто покидает базу запаса для участия в съемках художественных фильмов. Легендарный паровоз был сконструирован в конце Второй мировой.

Кадры знаменитого сериала "Жизнь и судьба", снятого по произведению Василия Гроссмана. Съемки эпизодов проходили в Смоленской области. И многосерийная картина "МУР" – детектив Ишмухаметов зснимал здесь, для создания соответствующей атмосферы также использовали ретро-поезда. А еще для старинные машины брали для съемок картин "Убить Сталина", "Небо в огне", "Стрельцов".

Николай Сухоруков, бригадир базы запаса:

"Больше всех мне Александр Петров запомнился. Он фильме "Стрельцов" снимался, простой такой".

Внутри паровозы выглядят так же, как и в те годы , когда они уверенно ездили по российским железным дорогам.

Александр Слингов, главный инженер эксплуатационного депо "Смоленск-Сортировочный":

"Основной узел паровоза – это его топка. Ее размеры впечатляют, они сопоставимы с размерами современной кухни".

В настоящее время, с одной стороны, ретро-машины – объект культурно-исторического наследия, но с другой – стратегический резерв, ведь они могут работать даже при отсутствии электричества. Специалисты читают, что главное – сохранить их для потомков. Паровозы используют для проведения ретро- экспедиций, экскурсий. Здесь надеются, что этими легендарными поездами смогут любоваться люди спустя столетия.

Версия для печати
screenRenderTime=0