СМИ о МЖД

09.11.2019Россия-24

Два первых маршрута "Московских центральных диаметров" — "Одинцово — Лобня" и "Нахабино — Подольск" — готовят к запуску

ВЕДУЩИЙ: Два первых маршрута "Московских центральных диаметров" — "Одинцово — Лобня" и "Нахабино — Подольск" — готовят к запуску. Как проект наземного метро изменит транспортную ситуацию в столичном регионе, об этом смотрите далее в специальном репортаже моего коллеги Дмитрия Щугарева

КОРР.: Запуск первых двух "Московских центральных диаметров" — "Одинцово — Лобня" и "Нахабино — Подольск" — может состояться уже до конца этого месяца. Все же пять маршрутов МЦД, как сообщается, заработают только к 2025 году. Почему так нескоро? Для появления в регионе наземного метро нужно не только перестроить путевую инфраструктуру, но и развести все транспортные потоки — как пассажирские, таки грузовые. При том, что трафик на московском железнодорожном узле один из самых интенсивных в мире и он продолжает расти.

Михаил ГЛАЗКОВ, начальник Московской железной дороги ОАО "РЖД": В свое время здесь был установлен рекорд: это переработка на сортировочной горке 8300 вагонов. То есть это абсолютный рекорд.

— Это за какое время?

Михаил ГЛАЗКОВ: Это за сутки.

— За сутки?

Михаил ГЛАЗКОВ: Да.

КОРР.: Через сортировочную станцию Орехово-Зуево проходит основной грузовой поток центрального региона, как местный, так и транзитный. Профиль пути, если приглядеться, сделан в виде горки. Вагоны после расцепки своим ходом катятся к нужному составу. Скорость не должна быть более 3 километров в час, система торможения трехступенчатая, работает в автоматическом режиме.

Михаил ГЛАЗКОВ: Вот если обратите внимание, здесь есть ряд критериев, которые влияют на скорость скатывания вагонов.

— Сила ветра даже?

Михаил ГЛАЗКОВ: Сила ветра, влажность, атмосферное давление.

— Температура.

Михаил ГЛАЗКОВ: Температура.

КОРР.: В смену, а это 12 часов, на станцию прибывают в среднем 75 поездов. Днем вагоны группируют по видам товаров и пунктам доставки, ночью отправляют в путь.

— Подъезжает вот этот огромный товарняк, да, которому конца и края нет...

Михаил ГЛАЗКОВ: 57 вагонов...

— Концы и края есть, это понятно. То есть здесь он расформировывается, далее, и потом группами небольшими уже...

Михаил ГЛАЗКОВ: Да, небольшими группами. Как правило, это до 40 вагонов, идут по станциям назначения.

КОРР.: Всего через столичный регион проходит более 2,5 тысяч товарных вагонов в день. Чтобы их перехватить на дальних подступах, в Подмосковье формируется новый каркас грузовой железнодорожной инфраструктуры. Без этого провозную способность столичного узла не увеличить.

Михаил ГЛАЗКОВ: Второе направление, по которому мы работаем, — это полностью исключить транзитный груз, который шел через Москву.

— А как он теперь будет...

Михаил ГЛАЗКОВ: Он будет идти либо через Большое окружное кольцо...

— Которое примерно на таком расстоянии, как Орехово-Зуево от Москвы.

Михаил ГЛАЗКОВ: Да, 80 километров от центра Москвы, что позволяет, в принципе, пропустить этот груз без влияния на график пассажирских и пригородных поездов.

— Это динамическое табло сейчас находится в стадии введения в эксплуатацию. Здесь к нему будет кожух, сейчас видно тоже металлоконструкции. Естественно, оно будет обшито специальным металлическим кожухом и будет выглядеть прямо очень хорошо.

КОРР.: Московская железная дорога перевозит 750 миллионов пассажиров в год. Запуск первых двух диаметров МЦД-1 и МЦД-2, по прогнозам, добавят еще под 100 миллионов. Это будет рельсовая городская, а не только пригородная, система общественного транспорта, как RER в Париже или S-Bahn в Берлине. Режим работы — с 05:30 утра до часу ночи, интервал движения 5–6 минут. Ни расписаний, ни технологических окон — все как в метро.

Артем ЦАРЕВ, директор по развитию диаметральных маршрутов пригородной пассажирской компании: Ну, на самом деле пока не очень можно понять, что это такое. Действительно, просто какие-то металлоконструкции. Буквально через какое-то недолгое время будет видно, что на самом деле это погодный модуль — мы его так называем, такое у нас формальное название. На самом деле для пассажиров это небольшой навес, в котором можно ожидать поезд, в котором можно спрятаться от дождя, спрятаться от снега.

КОРР.: В тестовом режиме "диаметры" обещают запустить через пару недель. На платформах монтируют около трех тысяч элементов новой навигации. Обозначаться линии будут латинской буквой D. МЦД-1 — в оранжевом цвете, МЦД-2 — в темно-розовом. Выбирали пользователи приложения "Метро Москвы".

Роман ЛАТЫПОВ, заместитель начальника Московского метрополитена: Пассажиропоток будет, причем будет существенный рост по сравнению с тем, что есть сейчас, благодаря нескольким вещам. Во-первых, это существенная экономия времени в пути. То есть мне для того, чтобы, например, приехать от станции "Беговая" в "Москву-Сити", нужно будет менее пяти минут, тогда как на метро сейчас это практически 15, с несколькими пересадками. И второй фактор, который, мы уверены, даст большой пассажиропоток, — это удобнейшая тарифная система, которая даст очень большую выгоду всем пассажирам и в Москве, и в Московской области. То есть бесплатная пересадка на метро и плоский тариф без тарифных зон в пределах тарифных зон "Центральная" и "Пригородная".

КОРР.: Протяженность двух "диаметров" более 130 километров. 57 станций, 19 пересадок на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Это поначалу. В будущем в эксплуатацию введут еще с десяток новых платформ и переходов.

Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: Мы построили вместе с РЖД несколько новых платформ, и к концу года уже будет запущена платформа "Остафьево". В начале следующего года будет запущена платформа на территории Новой Москвы в районе Крекшино. Строится платформа Минская. И уже в строительстве сегодня задействовано только на железных дорогах с учетом благоустройства более 12 тысяч человек. То есть они работают в круглосуточном режиме. Они работают в основном в полосе отвода железной дороги, их просто жители не видят. Но работа ведется огромная.

Евгений КУВАХИН, инспектор по качеству производства работ дирекции по комплексной реконструкции ОАО "РЖД": Все работы выполняются в условиях движения поездов, в том числе и монтаж пролетных строений, который будет выполняться в ближайшие две недели. То есть все будет делаться при непрекращающемся движении поездов в ночные "окна".

КОРР.: Остановочный пункт "Остафьево" Курского направления железной дороги. Находится в Новой Москве и войдет в состав МЦД-2, хотя стройка началась до всего этого мегапроекта. Две основные платформы с навесами соединит крытый пешеходный мост "Конкорд", с лифтами и эскалаторами.

Евгений КУВАХИН: Мы можем наблюдать на данной станции огромное количество путей, их семь. То есть это действующая грузовая станция. Вот эти пути, которые можно наблюдать, они при начале строительства находились на прямом участке пути и до начала строительства были переуложены.

КОРР.: Деньги на обновление железнодорожной инфраструктуры Москва впервые заложила в адресной инвестиционной программе, принятой сроком на три года. Затраты также несут федеральный бюджет, РЖД и частные инвесторы. В составе первых "диаметров" предполагается строительство шести транспортно-пересадочных узлов. Самый крупный — Лермонтовский проспект. Подземный уровень площадью 11 тысяч квадратных метров свяжет две станции метро с платформой "Косино" Рязанской железной дороги.

Филипп ЛЕНСКИЙ, представитель подрядной организации: В границах ТПУ будет предусмотрено также строительство многофункционального комплекса, который расположится непосредственно над распределительным уровнем. Также будет построен физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ТПУ. Появятся апартаменты, появится административное здание. На сегодняшний день работы уже начаты. Срок окончания всех строительно-монтажных работ и ввод в эксплуатацию объектов ТПУ запланирован на четвертый квартал 2021 года.

Алексей ФИРСОВ, начальник кузовного цеха: Это участок изготовления рам, кузова ЭГ2ТВ "Иволга". Здесь закладывается основа кузова, его силовая конструкция.

КОРР.: Для двух "центральных диаметров" Тверской вагоностроительный завод должен произвести 39 поездов "Иволга". На первых порах они будут ходить в смешанном режиме с существующими старыми электричками. Пассажиропоток распределится пополам: 50/50.

Артем ЦАРЕВ: Есть зарядки 220 вольт. Если вы забыли по каким-то причинам этот самый блок, то вам нужна розетка 220 вольт Во-вторых, розеток USB стало больше, они есть в каждом кресле. Под каждым креслом внизу есть для каждого кресла по зарядке. Всего их две.

КОРР.: 24 6-вагонных поезда в тестовом режиме уже несколько месяцев как перевозят пассажиров и собирают отзывы. Вторая поставка будет немного отличаться, это уже 7-вагонные поезда. Здесь больше поручней, зарядок, навигационных панелей. Рабочее название — "Иволга 2.0".

Артем ЦАРЕВ: Вы можете посмотреть на экран перед выходом. Сейчас он до конца разрабатывается. Здесь предварительный его интерфейс можно уже увидеть. И есть экраны информационные, они стали больше. Они есть у "Иволги 1.0", но здесь они стали современнее, больше. На них может поместиться больше информации.

КОРР.: "Иволга" — первый городской электропоезд, полностью российского производства. Создан "с нуля" специально для "Московских центральных диаметров". В переоснащение производственной линии инвестировано около 3 миллиардов рублей. Отбиться затраты должны не только за счет городского заказа.

Кристина ДУБИНИНА, директор по стратегическому маркетингу производителя подвижного состава: Мы действительно серьезно рассматриваем "Иволгу" как большой потенциал на экспорт. Причем это не просто наше мнение или наша внутренняя позиция. Она заинтересовала и на Питерском экономическом форуме огромное количество людей. У нас была прекрасная делегация из Аргентины, у нас была делегация из Узбекистана. Она вызвала действительно ажиотаж. Не в последнюю очередь, конечно же, благодаря прорывному дизайну.

— Мы находимся с вами в высокостеллажной камере хранения. Она оборудована мобильными стеллажами, которые дают возможность увеличить емкость хранения склада.

КОРР.: Экспортноориентированный агропромышленный хаб "Селятино". Что тут? Индустриальный парк, таможенный пост, оптово-распределительный центр с холодильными установками. Объем, как тут говорят, перевалки — 2 тысячи тонн продукции в день.

Григорий ИЛЬИН, заместитель генерального директора агропромышленного кластера: На текущий день, на сегодняшний день мы уже получаем импорт из Китая. Это в основном товары народного потребления. Из Узбекистана уже сегодня к нам приходят на территорию ОРЦ свежие фрукты и овощи, которые в дальнейшем распределяются по московскому региону и центральной России.

КОРР.: Строится центр в несколько очередей в Наро-Фоминском районе Подмосковья с 2017 года, как элемент того самого нового железнодорожного каркаса. Раньше все эти товары шли через Москву. С переводом МЦК на пассажирские рельсы, а теперь с вводом первых "диаметров" для грузового транзита просто не осталось места. Крупные распределительные хабы РЖД выносит далеко за МКАД.

Андрей ТОНКИХ, первый заместитель генерального директора АО "РЖД логистика": Естественно, точечные какие-то решения инфраструктурные будут оставаться, для того чтобы обеспечивать именно внутреннее потребление. Но массовая, большая инфраструктура логистическая, масштабная — конечно, ей место за пределами Москвы. Как это, в общем-то, наверное, происходит во всем мире.

КОРР.: Совсем товарняки из Москвы не исчезнут. Потребность в том же песке, щебне будет расти, и ее невозможно закрыть автотранспортом. Но вот станции распределения грузов будут созданы за городом, на каждом из радиальных направлений железнодорожного узла.

— То есть задача, опять же, напитать Москву, не загружая ее?

Михаил ГЛАЗКОВ: Абсолютно правильно. И оставить здесь именно тот необходимый объем груза, который требует Москва. Потому что в свое время, когда строилось Московское центральное кольцо, у нас технология работы была какая? В Москву завозился груз и дальше уже автотранспортом развозился по всей европейской части не только России, но в том числе и в Европу.

— А это уже другие, соответственно, тоннажи, да?

Михаил ГЛАЗКОВ: Это и тоннаж другой, это и трафик на автодорогах абсолютно другой. Сегодня мы от этой проблемы уже ушли.

— То есть то, что можно доставить железнодорожным транспортом, будет доставлено железнодорожным транспортом без необходимости развозить это потом фурами.

Михаил ГЛАЗКОВ: Абсолютно верно, да.

КОРР.: Проект МЦД не так прост, как может показаться. И дело не только в перестройке грузовой логистики. На третьем, четвертом и пятом диаметрах электрички нужно будет как-то развести с пассажирскими поездами дальнего следования. Как это сделать? Точного ответа пока нет.

Ссылка на сюжет: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/816874/cid/1901/#

Версия для печати
screenRenderTime=1