СМИ о МЖД

30.12.2017Россия 1

Юбилей РЖД

В: Российская железная дорога отмечает юбилей: 180 лет со дня запуска первого поезда. В этом году пригородные электрички впервые перевезли больше миллиарда пассажиров. А начиналось все с "кукушек" и "овечек". О том, как менялись локомотивы и вагоны, столичные железнодорожники рассказали Владимиру Старикову.

Рустам Садретдинов (сотрудник музея Московской железной дороги): На верхних полках спали два человека, средние полки соединялись в единое целое, на них спали тоже три человека.

Корр: Такими 150 лет назад были вагоны, которые мы привыкли называть плацкартными. Кроме отделки, мало что изменилось за полтора века, разве что добавились боковые полки. В середине XIX века пассажиры на подсадку спали в проходах на вещмешках, а вот самые экономичные общие вагоны явно со временем модернизировали: раньше это была "теплушка", где в основном перевозили солдат или заключенных.

Рустам Садретдинов (сотрудник музея Московской железной дороги): Двухъярусные нары, с каждой стороны - по десять человек на каждый ярус, вповалку они спали. Каждые полчаса дневальный, который сидел здесь говорил: "Повернись!" Все одновременно поворачивались, потому что, сами понимаете, поодиночке это было сделать невозможно, не растолкав, как говорится, своего соседа.

Корр: Когда 180 лет назад первый состав поехал из Санкт-Петербурга в Царское Село, для людей это было фантастикой. В газетах писали: "Быстрота ужасает воображение, ветер свистит, а конь пышет огненной пеной". Страх перед паровозами быстро сменился любовью к новому виду транспорта. Все знают такие локомотивы с буквами "ОВ" - основные.

Рустам Садретдинов (сотрудник музея Московской железной дороги): Ну, и машинисты, я у же говорил, называли его "овечкой". Машинисты вообще любили давать своим паровозам всякие прозвища: "ОВ" называли "овечкой, паровозы серии "КУ" называли "кукушкой".

Корр: А за этим гигантом "ФД", названным в честь Феликса Дзержинского, быстро закрепилась кличка "Федя", и был "Федя" символом второго рождения железных дорог в стране, локомотивом индустриализации, самым мощным во всей Евразии.

Рустам Садретдинов (сотрудник музея Московской железной дороги): Мощность его была колоссальная - три тысячи сто лошадиных сил. Он мог вести за собой состав весом до 3 с половиной тысяч тонн. Длина такого состава в современных вагонах будет примерно полтора километра.

Корр: Главное, что делало паровозы "ФД" такими мощными, - это, конечно, гигантская топка объемом 9 с половиной кубометров. В такую поместилась бы, допустим, кухня в обычной "хрущевке". А для того чтобы отапливать ее ежеминутно, требовалось закидывать по 30, а то и по 80 лопат с углем, поэтому придумали специальное приспособление для автоматической подачи топлива.

Во второй половине прошлого века поезда обрели привычный для сегодняшнего дня вид: 45 лет назад, к примеру, выпустили скоростной электропоезд "Р-200", его и сейчас едва отличишь от современного аналога - "Сапсана". Вагоны локомотива перестали удивлять, и мало кто теперь задумывается, что идут они по тем же рельсам, что и много лет назад. Напомнить историю железных дорог сможет тематический экспресс "Москва-Тула". На его стенах - лица пассажиров за последние 180 лет.

Иван Осташко (начальник отдела по связям с общественностью Центральной пригородной пассажирской компании): Изображены люди не только обычные, но также и очень известные, такие как, например, физиолог, первый русский Нобелевский лауреат Павлов, а также благотворитель, предприниматель Морозова.

Корр: Впрочем, пока далеко не все пассажиры в будничной беготне обратили внимание на появление исторических соседей на стенах вагонов.

Пассажирка: Был снимок, в котором перевозили раненых во время войны, санитарный поезд. И сожалею, что узнала об этом в конце. Так бы, если бы раньше увидела, прошла бы по всему вагону, посмотрела.

Корр: К концу юбилейного года железнодорожники поставили очередной рекорд: пригородные составы по всей России впервые перевезли более 1 миллиарда пассажиров.

Версия для печати
screenRenderTime=2