Московская железная дорога

02.08.2008|12:44

2 августа 2008 года состоялось открытие памятной стелы, посвященной 100-летию Малого железнодорожного кольца Московской железной дороги

О Московской окружной дороге

 Идея строительства Московской окружной дороги возникла в конце XIX – начале XX вв. Москва в это время превратилась в крупнейший железнодорожный узел России - здесь сходилось десять направлений. Однако далеко не все железнодорожные ветви были связаны между собой. Окружная железная дорога была спроектирована и построена по приказу Николая Второго, который потребовал от железнодорожников взяться за решение проблемы окружного кольца, потому что Москва в конце 19 века стала огромной товарной «пробкой» по всей железнодорожной сети.

В столицу стекались транзитные грузы со всех концов страны. Для упрощения и удешевления перевозок решено было проложить кольцевую железную дорогу с большой пропускной способностью (двухколейную, при том, что большинство дорог того времени являлись одноколейными), которая соединила бы все направления Московского узла.

Лучшим оказался проект инженера П.И. Рашевского, имевший более удачное расположение кольца и отличную перспективу его дальнейшего развития. Все пересечения Окружной с магистральными дорогами закладывались в предвидении развития пассажирского движения, для расположения удобных остановочных платформ.

Петр Рашевский предложил линию Московской окружной железной дороги диаметром в 54 - 55 километров. Площадь, окаймленная этим кольцом, превышала на 60% площадь города, охватывала территорию Москвы и её пригородов общей площадью около 85 кв. километров. В 1908 г. по Окружной невольно возникла новая городская граница, которая в мае 1917 г. официально была признана границей Москвы. Помимо кольца были построены 22 соединительные ветви со всеми магистральными железными дорогами, сходившимися в Москве.

На протяжении века основным назначением дороги является транзит грузов, то есть передача вагонов с любой ветки, подходящей к Москве, на любую, выходящую из Московского узла. Окружная железная дорога сразу после начала работы смогла очень быстро решить проблему «товарных пробок».

Интересно. Официальное открытие движения по Московской Окружной железной дороге состоялось 19 июля 1908 г. Торжества проходили на отдаленной от города станции Серебряный Бор в присутствии многочисленных гостей. Они прибыли с Николаевского и Брестского вокзалов двумя экстренными поездами. В церемонии открытия участвовал министр путей сообщения, председатель строительного комитета, московский городской голова, руководители Николаевской ж. д. и др. Митрополит Московский и Коломенский Владимир совершил обряд освещения пути и паровоза, стоявшего под парами с нарядными вагонами. Затем супруга генерал-губернатора перерезала широкую зеленую ленту с надписью «Открытие Московско-Окружной дороги 19 июля 1908 года», и первый поезд под звуки оркестра двинулся по рельсам Грянуло ликующее – «ура»!, оркестр трижды исполнил «Боже, царя храни».

 На главном кольце было построено 14 станций, 2 остановочных пункта и один телеграфный пост. Все станции Окружной дороги были IV класса, только станция Лихоборы имела III класс. Лихоборы являлись центром Окружной дороги, и не случайно на этой станции были построено паровозное депо на 12 паровозов с малыми мастерскими.

Для пассажирского движения были оборудованы 9 станций: Лихоборы, Серебрянный Бор, Военное Поле, Канатчиково, Кожухово, Черкизово, Белокаменная, Владыкино и Воробьёвы Горы. Все пассажирские здания на Окружной расположены внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути с внешней стороны дороги.

Составы отправлялись с Николаевского вокзала – в сутки две пары. Каждый такой поезд состоял из багажного вагона, и двух пассажирских 2 и 3 классов. Тариф с самого начала был установлен довольно высоким: по 20 коп. за перегон, что в итоге за проезд всего кольца составляло 3 р. 40 коп.

В результате подобного просчёта выручка оказалась мизерной. Пустые поезда гонять оказалось явно нерентабельным, и с 6 октября было объявлено, что на «Московской Окружной железной дороге прекращено движение пассажирских поездов, ввиду полного отсутствия пассажиров». Позже, в мае 1909 г. по распоряжению МПС на кольце восстановили пассажирское движение, тарифы для пассажиров были весьма понижены. Вместо прежних 3 рублей за полный проезд окружной стали взимать лишь 50 коп.

С 10 октября 1908 г. открылось товарное движение «для передачи, обмена грузами с прилегающими к Москве железными дорогами». Для этой цели предназначалось 11 станций. Время нахождения гружёных вагонов в московском узле сразу сократилось в три раза, что стало весьма ощутимо для многих клиентов и грузоперевозчиков.

Героически выдержала Окружная невероятно трудную военную нагрузку в годы Первой мировой. На фронт ушло около 16 % общего контингента дороги, но дорога бесперебойно обеспечивала фронтовые и городские перевозки.

В 30-е годы в XX века в связи с развитием промышленности Москвы и Московской области велось большое строительство подъездных путей заводов и фабрик, тяготевших к станциям Окружной дороги.

Интересно. На Окружной дороге впервые в Советском Союзе работала женщина- начальник дороги. Зинаида Троицкая начала работать в депо Москва-Сортировочная в 30-е гг., и тогда она была первая и единственная женщина-машинист. Когда ей позволили самостоятельно водить сначала маневровый, потом поездной локомотив, она все время лелеяла мечту сделать свой паровоз женским. И ей удалось добиться этого. Зинаида была заместителем начальника депо Москва-Сортировочная, начальником отделения, начальником Московской окружной дороги.

Зинаида Троицкая стала участницей массового движения женщин по освоению мужских профессий. Своя «женская» станция – Кутузово- была и на Окружной дороге.

В годы Великой Отечественной войны коллектив Московско-Окружной железной дороги с честью выдержал тяжелые испытания, успешно преодолел все затруднения, связанные с увеличением объема перевозок. Через Московско-Окружную шло снабжение фронта всем необходимым. В битве за Москву именно по ее линиям перебрасывались воинские эшелоны с подкреплениями и бронепоезда на наиболее угрожаемые участки.

К началу 60-х годов движение товарных составов на окружной дороге стало столь интенсивным, что ввести в график еще и пассажирские поезда уже не представлялось возможным. Движение грузовых поездов на Малом железнодорожном кольце стало настолько напряженным, что локомотивное депо Лихоборы постоянно держало на линии 55 магистральных тепловозов (больше, чем по одному на километр!).

В самом сердце столицы…

 К настоящему времени 54-километровая трасса Малого кольца приобрела еще 91 километр подъездных и соединительных путей. Имея 17 станций, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, Окружное кольцо превратилось в мощную систему, обслуживающую промышленные предприятия столицы. Малое кольцо обеспечивает передачу транзитных вагонов между узловыми станциями Московского узла на десяти радиальных направлениях.

Сегодня роль Малого окружного кольца трудно переоценить. Окружное кольцо является необходимой составляющей функционирования предприятий, находящихся в его зоне. В настоящее время Малое Кольцо Московской железной дороги – это сложившийся транспортный узел. Ежесуточно в Москву в составах грузовых поездов поступает более 4,5 тысяч вагонов, но только треть из них везет грузы непосредственно для нужд столицы и ближнего Подмосковья, практически более половины вагонопотока проходит через Малое кольцо и распределяется между сортировочными станциями Московского железнодорожного узла.

Московское окружное кольцо представляет собой сложное, многофункциональное хозяйство: 200 производственных зданий и сооружений, 47 постов ЭЦ. В эксплуатации находятся 109 искусственных сооружений, в число которых входят 106 больших мостов. Общая протяженность искусственных сооружений составляет 11,2 км. Каждое из них уникально и представляет собой инженерные комплексы, включающие, помимо железнодорожных обустройств, городскую нагрузку: пропуск пешеходов, судоходную сигнализацию, архитектурную подвеску. А знакомые всем москвичам и гостям столицы Андреевский и Краснолужский мосты официально зарегистрированы как памятники строительной архитектуры. Кроме мостов кольцо пересекают 44 железнодорожных путепровода, 30 автодорожных путепроводов, 20 малых искусственных сооружений.

Интересно. Всего на Московской окружной железной дороге был 31 мост, из них четыре крупных моста через Москва-реку, причем два находились в районе Лужников. Первые поезда начали ходить от Канатчиково до Воробьевых гор по деревянному мосту, в 1905-1907 гг. на Окружной железной дороге появились первые в России арочные мосты, построенные инженером Лавром Проскуряковым. Конструкции Андреевского (ранее Сергиевского) и Краснолужского (ранее Николаевского) мостов интересны тем, что поезда двигались посередине арки, а вне арок, на консолях, были оборудованы пешеходные тротуары. Кроме того, высота мостов позволяла не останавливать судоходство. Архитектурным оформлением мостов занимался А.Померанцев (им построено здание ГУМа на Красной площади). В связи со строительством третьего кольца на рубеже 20 и 21-го веков эти мосты перевезли по реке на другое место. Андреевский мост сейчас стоит напротив парка Горького (т.н. Пушкинский мост), а Краснолужский перенесен к Киевскому вокзалу. Сейчас это просто пешеходные мосты. Даниловский мост в царское время назывался Мост наследника Алексея. Его порталы были сделаны в виде соборов и древнерусских стен, был установлен бронзовый бюст царевича Алексея.

Будущее начинается

 Транспортные проблемы Москвы заставили вернуться к вопросу организации пассажирских перевозок по кольцу в 1997 году, когда на совещании МПС РФ и Правительства Москвы был подписан совместный протокол по вопросу реконструкции Малого кольца для организации пассажирского движения с сохранением грузовых перевозок. В разработанное технико-экономическое обоснование вносились многочисленные поправки, но главный вопрос оставался нерешенным: Малое кольцо полностью не электрифицировано, а именно это необходимо для организации пассажирских перевозок. Не существует и пассажирской инфраструктуры: станций, платформ, пересадочных пунктов и пр. Кроме того, Малое кольцо связывает 11 радиальных направлений Московского железнодорожного узла, различные грузы, минуя автомобильные дороги, передаются с одного направления на другое за считанные часы. Движение пассажирских составов при существующих мощностях существенно усложнит работу многих столичных предприятий, пользующихся услугами железной дороги. Эти вопросы требовали только совместного решения.

1 октября 2007 года Президентом ОАО «РЖД» В. Якуниным и мэром Москвы Ю. Лужковым подписано соглашение, предусматривающее совместную реализацию в 2007-2009 гг. проекта реконструкции первоочередного участка Малого кольца Московской железной дороги «Пресня- Канатчиково» с выходом на ст. Коломенское Павелецкого направления с его электрификацией, строительством пяти пассажирских станций и с организацией на нем пассажирского движения. С конца 2007 года на объектах кольца ведется интенсивная работа.

 

 Интересно. Трасса Московской Окружной железной дороги проходит в серединной и частично в центральной зонах города на расстоянии 2,5 -4 км от Садового кольца на юге и 7-8 км на севере, пересекает девять административных округов города. При этом 31 км дороги проходит вдоль территории промышленных предприятий, 10 км – между жилыми районами , 13 км – вдоль территорий парков, лесопарков, зон отдыха.

В непосредственной близости от трассы Малого кольца находится 13 станций метрополитена, восемь станций радиальных направлений железной дороги.

 За последние десятилетия в Москве построены ансамбли площади Гагарина и спорткомплекса в Лужниках, в районе Измайлова построен гостиничный комплекс. Реализуется программа строительства Международного делового центра «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной в зоне Малого кольца.

 Эти крупные городские центры смогут в полную силу функционировать и привлечь инвестиционную деятельность только когда они получат развитые транспортные связи.

Сложную транспортную ситуацию в Москве нельзя разрешить без ряда мероприятий, связанных с реконструкцией и переустройством Московской Окружной железной дороги. Пассажирское движение во взаимосвязи с наземным транспортом и линиями метрополитена должно разгрузить городской транспорт.

Вторым направлением является организация интермодального пригородного городского движения электропоездов, связывающего столичные аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Третьим направлением является вывод транзитного грузового движения за пределы Москвы. В составе грузовых поездов каждые сутки в Москву поступает более четырех с половиной тысяч вагонов, но только одна треть из них предназначена для нужд столицы. Остальные –транзитные вагоны для передачи по кратчайшему расстоянию на десять сходящихся к Москве железнодорожных направлений. Необходимо в полной мере задействовать Большое кольцо Московской Окружной железной дороги для пропуска транзитного вагонопотока.

Четвертое направление, которое планируется реализовать в Москве - надпутевое строительство автомобильных дорог.

  Накануне Юбилея

 В мероприятиях первоочередного этапа реконструкции принимали участие сразу несколько хозяйств Московской железной дороги. Путейцы убирали материалы верхнего строения пути – вывозили старые деревянные и железобетонные шпалы и брусья, устанавливали тупиковые призмы на станциях. Произведены работы по капитальному ремонту технических зданий на станциях Черкизово, Пресня, Лихоборы, Серебряный Бор, Канатчиково, Угрешская и Андроновка. Капитальному ремонту подверглись инженерные сооружения, работы по капитальному ремонту прошли на мосту через Лихоборку и на нескольких путепроводах.

Специалисты службы автоматики и телемеханики заменили 87 мачтовых светофоров на станциях Черкизово, Лефортово, Пресня, Серебряный Бор, Белокаменная и 64 карликовых светофора. Ими окрашено 670 маневровых, входных, выходных светофоров. В хозяйстве электрификации и электроснабжения произведён капитальный ремонт 22-х прожекторных мачт на станциях, выполнена покраска мачт освещения. Проводятся работы по капитальному ремонту технических зданий и питающих линий.

Специалисты службы гражданских сооружений проводят ремонт зданий на станциях Малого кольца. Фасады зданий покрашены, заменены оконные блоки, служебные помещения отделаны современными материалами, заменена кровля.

Комплекс зданий и сооружений Московской окружной железной дороги признан Москомнаследием выявленным объектом культурного наследия. В список включены здания почти всех железнодорожных станций, а также Дорогомиловский, Краснолужский, Андреевский и Даниловский мосты. Комплекс создавался в 1903-1908 гг. архитектором А.Н. Померанцевым, инженерами Л.Д.Проскуряковым, С.Д. Карейшей, П.Я.Каменцевым, П.И.Рошевским. К ремонту этих зданий и сооружений столичные железнодорожники подошли очень ответственно, т.к. в соответствии с законодательством на этих объектах допускаются только реставрационные работы.

Интересно. Все пассажирские здания на дороге расположены внутри кольца города, лицом к Москве, а товарные платформы, пакгаузы, конторы и станционные пути – с внешней стороны. На каждой станции при входе укреплялась табличка с указанием высоты над уровнем моря: Министерство путей сообщения и правительство России находились в Петербурге на берегу Балтийского моря, поэтому и такие исчисления.

На самой высшей точке находится станция Лихоборы – 166,3 метра, а в самой низшей станция Кожухово – 128 метров.

На станциях были установлены механические и электрические часы известной фирмы «Павел Буре» с двойными стрелками: черные показывали петербургское время, красные – московское. Когда правительство в 1917 году переехало в Москву, во всех расписаниях железных дорог и служебных документах стало указываться: время московское.

 Службой пути отремонтировано всеми видами ремонта 20,5 км пути, комплексами машин проведен планово-предупредительный ремонт 62,2 км пути, заменено 6 комплектов стрелочных переводов. Проведен капитальный ремонт 36 путепроводов, капитальный ремонт 6 мостов с покраской.

Приведена к эстетическим нормам полоса отвода: кронированы опасные деревья, проведена ландшафтная и санитарная рубка и устройство лесопарковой зоны, которая на протяжении кольца составляет 6 га., вырублена старая растительность на участке 11 км, благоустроено 7,7 га земель вблизи станций. Проведена уборка полосы отвода на протяжении 108 км, 75 км полосы отвода перепланировано.

 Кольцо вокруг Кремля

 Накануне празднования 100-летия с начала открытия движения на Малом окружном кольце в депо Лихоборы установлена скульптурная композиция, посвященная этой юбилейной дате.

Памятная стела создана группой авторов под руководством Заслуженного художника России, члена- корреспондента Российской Академии художеств Салавата Щербакова. Он - член- корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник России, скульптор. Памятник в Лихоборах - это уже не первый опыт сотрудничества Салавата Щербакова с железнодорожниками. Им спроектирован памятник первому министру путей сообщения Павлу Петровичу Мельникову на Комсомольской площади в Москве, памятник первому строителю железной дороги в России Фон Герстнеру, что установлен на Витебском вокзале Санкт-Петербурга. По его проектам изготовлены памятные знаки на БАМе.

 Из нескольких предложенных скульпторами идей была выбрана одна, символичная как для Москвы, так и для железнодорожников. На стилизованном постаменте, напоминающем рельсы и шпалы, символ Москвы- Кремль, который опоясывает железная дорога с идущим по ней поездом.

За скульптурной композицией установлено чугунное ограждение из 14 секций, в каждой из которых стилизованное колесо железнодорожного поезда с рельефным изображением вокзальных комплексов всех 14-ти основных станций Московской окружной дороги. При их создании за основу были взяты фотографии начала прошлого века, но они узнаваемы москвичами: многие вокзалы и станции сейчас отреставрированы, им возвращен их первоначальный архитектурный облик.

Скульптурная композиция состоит из трех архитектурных форм. Справа от основной стелы установлена бронзовая модель паровоза, слева- модель тепловоза: именно этот подвижной состав в течение ста лет использовался на Малом кольце.

Площадку у депо Лихоборы, где установлена композиция, замостили светлой гранитной брусчаткой, разбили цветники, засеяли газон, позже здесь установят скамейки, и, возможно, этот сквер станет одним из примечательных мест столицы.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://mzd.rzd.ruhttp://mzd.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=4070&refererLayerId=4069&id=104162&print=1

screenRenderTime=1